Высшие учебные заведения.
Страница 6

Педагогические курсы существуют с 1859 г. и состоят из словесного и математического отделений. Курс трехлетний; первые 2 года читаются общеобразовательные предметы. Для упражнения слушательниц, готовящихся в домашние наставницы, при курсах имеется прогимназия.

Женский медицинский институт. В 1872 году, также по инициативе частных лиц, в С.-Петербурге возникли женские «врачебно-акушерские курсы». Они были устроены при Военно-Медицинской Академии, причем однако занятия женщин-курсисток происходили совершенно отдельно от студентов Академии. Целью курсов было поставлено приготовление ученых акушерок. Преподавание производилось профессорами Академии. Курсами заведовала конференция Академии под председательством ее начальника; непосредственное же начальство слушательниц составляли почетная инспектриса и ее помощницы. Слушательницами принимались окончившие курс средних учебных заведений с поверочным испытанием при приеме. Занятия были рассчитаны на четырехгодичный курс. По окончании его производился выпускной экзамен применительно к экзамену на звание врача. В 1876–1877 г. курсы были отделены от Военно-Медицинской Академии и переведены в Николаевский военный госпиталь, образовав самостоятельное учреждение, при чем с тех пор они получили название «Женских врачебных курсов». Заведывание ими, независимо от надзора инспектрисы и ее помощниц, возложено на главного врача госпиталя. Срок обучения вместо 4 лет был установлен пятилетний. В 1876 г. оканчивающим курс предоставлено право практики по женским и детским болезням.

Развитие курсов шло весьма успешно, что между прочим доказал опыт практического применения знаний курсисток на войне 1877 г., когда они исполняли ординаторские обязанности и своею энергиею, знаниями и самоотверженностью заслужили общее одобрение профессоров, действовавших на театре войны. По ходатайству Медицинского Совета, в виду заслуг женщин-врачей, им был дарован нагрудный знак «Ж.В.» (женщина-врач), дававший право самостоятельной врачебной практики, a в 1879 г. министру внутренних дел предоставлено разрешать выдержавшим испытание слушательницам право врачебной службы в городских, земских и других общественных учреждениях. За время с 1872 по 1882 г. на курсы поступило всего 1.390 лиц; общее число слушательниц на всех 5 курсах составляло не менее 450.

Под влиянием реакции в отношении к женскому образованию в судьбе врачебных женских курсов наступил кризис: в 1882 г. прием на курсы был приостановлен, и они были постепенно закрыты. С тех пор в течение 15 лет женское врачебное образование заглохло, но сознание важности его не изгладилось, и в печати и общественных учреждениях не переставали раздаваться голоса, доказывавшие необходимость восстановления женских врачебных курсов. Лишь в 1892 г. выработан был проект положения о новом учреждении для высшего медицинского образования женщин – «Женского Медицинского Института». Рассмотрение этого проекта в Государственном Совете было однако отложено впредь до того времени, когда из частных пожертвований образуется сумма, достаточная для покрытия расходов по содержанию института. Упомянутый проект был наконец рассмотрен в 1895 г., и вопрос об открытии Женского Медицинского Института решен окончательно. Открытие его состоялось в сентябре 1897 году. По уставу институт имеет целью доставить лицам женского пола медицинское образование, преимущественно приспособленное к лечению женских и детских болезней и к акушерской деятельности. Средства института составляются главным образом из частных пожертвований, пособий от городов и земств и платы за учение. Непосредственное управление им и состоящим при нем интернатом вверяется директору, назначаемому министерством народного просвещения; директору в работах по управлению помогают совет преподавателей, правление из профессоров и инспекторов и попечительный комитет, назначаемый министром из лиц, могущих содействовать удовлетворению хозяйственных нужд института и увеличению средств его. Курс учения – 5-летний; зачет полугодий, полукурсовые и окончательные испытания производятся применительно к правилам, установленным для медицинских факультетов. Окончившим курс дается диплом на звание «женщины-врача» с правом повсеместной свободной практики. В 1898 г. издан закон, предоставляющий женщинам-врачам права и преимущества государственной службы в отношении пенсий. Этим актом увенчивается признание важности женского медицинского образования.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 


Другие материалы:

Особенности социальной политики России в переходный период
При переходе к рынку изменилась основная целевая функция дореформенной социальной политики – создание благоприятных социальных условий для обеспечения высоких темпов экономического роста, которой соответствовал механизм централизованно ре ...

Библиотеки
Библиотеки по назначению, характеру выполняемой работы, составу книжных фондов подразделяются на массовые (публичные), учебные, научно-технические и специальные. Основное место в системе библиотечного обслуживания населения занимают массо ...

Факторы, влияющие на выбор потребителей при покупке лекарственных средств
Влияние отдельных параметров лекарственных средств на выбор потребителей с разным социальным положением Наиболее весомыми факторами, влияющими на выбор потребителей лекарственных средств оказались цена, эффективность и безопасность их пр ...