Диссонирующий миграционный тренд

Согласно оценке, проведенной Росстатом, миграционный прирост населения, между переписями, за 1989 и 2002 гг., составил 5,6 млн человек. Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный по продолжительности предшествующий период. В последние годы происходило быстрое снижение миграционного тренда, после того как в 1994 г. он достиг максимума (Рис. 6). Нисходящий миграционный тренд и огромное количество незаконных мигрантов находится в явном противоречии с потребностью страны в мигрантах, свидетельствуя о несостоятельности проводимой миграционной политики.

Рис. 6. По данным Росстата, миграционный прирост населения, между переписями 1989 и 2002 гг,/ где черная линия показывает регистрацию, серая –данные переписи 2002 года/.

Но компенсирует ли и с какого времени постоянная миграция естественную убыль населения России? Правда, значительное улучшение ситуации с естественным приростом, происходящее в последние годы за счет ряда факторов и в т.ч. пронаталистской /направленной на повышение рождаемости/ политики правительства и ожидаемый пересчет реального сальдо миграции по итогам предстоящей переписи может сделать ожидаемую компенсацию вполне достижимой.

Однако тренды регистрируемой миграции скорее отражают трудности правового оформления мигрантов, чем реальные потоки. Опираясь на исследовательские оценки, общее количество иммигрантов, находящихся в России, можно оценить примерно в 7 млн человек. Большая часть из них (от 3,5 до 4,5 млн) - это трудовые мигранты, нанятые неофициально. Наличие в стране большого количества незаконных мигрантов подтвердила и последняя перепись населения 2002 года, которая зафиксировала на 2 млн больше мигрантов, чем показывала их регистрация. Масштабы необходимой в будущем иммиграции приводят к заключению, что Россия и в первой половине XXI века останется одним из самых привлекающих государств в мире [9].


Другие материалы:

Методология и методика прикладных социологических исследований.
Методологическо е знание включает в себя мировоззренческие и методологические принципы; учение о предмете социологии: знание о методах, их разработке и применении; учение о социологическом знании, его формах, типах и уровнях; знание о пр ...

Социально-психологические особенности детей-сирот дошкольного возраста
При нормальном развитии общения (от 3 до 6 лет) сменяется три формы общения, для каждой из которых характерны свое содержание потребностей. В младшем дошкольном возрасте, как и в раннем, ведущей выступает ситуативно-деловая форма общения. ...

Структура и уровни социологического знания
С. выделяет неск-ко уровней соц знания. Эти уровни можно выделить по разным основаниям: 1) Теоретич соц-я (отвечает на вопросы: что и как познаётся?) Эмпирическая соц-я (отвечает на вопрос: для чего познаётся?) Основания для деления: у ...