Диссонирующий миграционный тренд

Согласно оценке, проведенной Росстатом, миграционный прирост населения, между переписями, за 1989 и 2002 гг., составил 5,6 млн человек. Это в 2,3 раза больше, чем за аналогичный по продолжительности предшествующий период. В последние годы происходило быстрое снижение миграционного тренда, после того как в 1994 г. он достиг максимума (Рис. 6). Нисходящий миграционный тренд и огромное количество незаконных мигрантов находится в явном противоречии с потребностью страны в мигрантах, свидетельствуя о несостоятельности проводимой миграционной политики.

Рис. 6. По данным Росстата, миграционный прирост населения, между переписями 1989 и 2002 гг,/ где черная линия показывает регистрацию, серая –данные переписи 2002 года/.

Но компенсирует ли и с какого времени постоянная миграция естественную убыль населения России? Правда, значительное улучшение ситуации с естественным приростом, происходящее в последние годы за счет ряда факторов и в т.ч. пронаталистской /направленной на повышение рождаемости/ политики правительства и ожидаемый пересчет реального сальдо миграции по итогам предстоящей переписи может сделать ожидаемую компенсацию вполне достижимой.

Однако тренды регистрируемой миграции скорее отражают трудности правового оформления мигрантов, чем реальные потоки. Опираясь на исследовательские оценки, общее количество иммигрантов, находящихся в России, можно оценить примерно в 7 млн человек. Большая часть из них (от 3,5 до 4,5 млн) - это трудовые мигранты, нанятые неофициально. Наличие в стране большого количества незаконных мигрантов подтвердила и последняя перепись населения 2002 года, которая зафиксировала на 2 млн больше мигрантов, чем показывала их регистрация. Масштабы необходимой в будущем иммиграции приводят к заключению, что Россия и в первой половине XXI века останется одним из самых привлекающих государств в мире [9].


Другие материалы:

Образование как социальный институт общества
Образование — это организованный систематизированный процесс и система специальных учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное (общее) и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение ...

Рекламно-информационное обеспечение
Достаточно широко потенциальные возможности мультимедиа и массмедиа раскрываются в рекламных технологиях. По данным социологических служб, к наиболее эффективным рекламно-информационным источникам и носителям рекламы относятся: выставки ...

Институт физической культуры физическая активность молодёжи
Среди институтов социализации подрастающего поколения важное место отводится институту физической культуры. Физическая культура — «сфера социальной деятельности, направленная на сохранение и укрепление здоровья, развитие психофизических ...