Начальные школы.
Страница 1

Начальные или народные школы имеют своею задачею сообщение основных первоначальных знаний, необходимых каждому, как человеку и члену общежития. «Народными» такие школы называются потому, что они имеют в виду удовлетворение потребностей всего народа.

До Петра Великого заботы о народном образовании всецело лежали на церкви и духовенстве. В эпоху Петра. Великого правительство впервые начинает заботиться об устройстве школ, но развитие их шло весьма медленно. В царствование Екатерины II, особенно со времени образования в 1782 г. «Комиссии об учреждении народных училищ», многие города были обеспечены школами: в губернских городах созданы были так называемые главные четырехклассные народные училища, и в уездных – малые двухклассные. В селениях же только в первой половине настоящего столетия начали устраивать народные школы, и прежде всего в селениях государственных крестьян, стараниями министерства государственных имуществ.

Знаменательную эпоху в развитии начальной школы составляет царствование Александра II. Важнейшая из реформ этого царствования, упразднение крепостного права в 1861 г., дала особенно сильный толчок развитию начального образования, потребность в котором стала все более и более отчетливо сознаваться и самим крестьянским населением, и образованными классами общества. Удовлетворению этой потребности в весьма значительной степени содействовали земские учреждения, созданные в 1864 г., и городские управления после реформы их в 1870 г. В царствование Александра II создана была совершенно новая организация всего дела начального народного образования, в основу которой легло Положение о начальных народных училищах 1864 г. (существенные черты этого сохранены и в позднее изданном Положении 1874 г., действующем и в настоящее время). О росте начальных школ в эпоху Александра II дают понятие следующие цифры. В 1856 г., по произведенному подсчету начальных народных училищ, во всей Империи их оказалось 8.227 с 450.000 учащимися (при чем в 3 прибалтийских губерниях было 1,753 школы). В конце же царствования Александра II, a именно в 1880 г., по данным произведенного тогда первого специального статистического исследования школьного дела, сельских начальных училищ всех ведомств и наименований в 60 губ. Европейской России оказалось 22.770 с 1.140.915 учащимися. По размерам расходов на содержание училищ первое место занимали земства (в земских губерниях они покрывали 53,2% всей суммы расходов), затем – сельские общества (они несли 33,7% расходов во всех губерниях); на долю государственного казначейства приходилось только 12,1% всех расходов (а в земских губерниях только 9%). По времени своего основания училища распределялись следующим образом: училищ, открытых до 1861 г., было всего 4.622 (или 22%), с 1861 по 1863 г. – 1.984 (или 9,4%) и с 1880 г. – 14.466 (или 68; 6%).

Переходя к очерку современного состояния начального образования, следует заметить, что главное заведывание им сосредоточено, с одной стороны, в министерстве народного просвещения, в ведение которого постепенно были переданы от других ведомств начальные школы, и с другой-в ведомстве Св. Синода с его органами, которым принадлежит заведывание церковно-приходскими школами и школами грамоты.

Местными органами министерства народного просвещения по заведыванию начальными школами являются попечители учебных округов, директора и инспектора народных училищ. Губернаторам также принадлежит общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения в губернии, при чем они имеют право сообщать министерству народного просвещения свои замечания и соображения. В зависимости от различий в административном устройстве отдельных местностей Империи, порядок заведывания начальными школами не везде одинаков. Основною и преобладающею является организация, существующая в 34 губерниях, в которых введены земские учреждения и в которых начальное народное образование регулируется Положением о начальных народных училищах 1874 г. По этому положению, начальные народные училища учреждаются земствами, городскими управлениями, сельскими обществами и частными лицами. Кроме директоров и инспекторов народных училищ, учебною и административною частью в них, по положению 1874 г., заведуют губернские и уездные училищные советы. В состав уездного училищного совета, находящегося под председательством уездного предводителя дворянства, входят: инспектор народных училищ, по одному представителю от министерств народного просвещения и внутренних дел и от епархиального ведомства, два члена от уездного земского собрания и один член от городского общества, если город дает средства на школы; кроме того, в уездном училищном совете могут участвовать местные земские начальники при рассмотрении дел, касающихся их участков, a также земские врачи по вопросам санитарно-гигиеническим. Губерский училищный совет находится под председательством губернского предводителя дворянства и состоит из директора народных училищ, по одному представителю от министерств народного просвещения и внутренних дел и от епархиального ведомства и двух членов от губернского земского собрания. Для учреждения училища необходимо предварительное разрешение инспектора и согласие председателя уездного училищного совета. Учредителям училищ предоставляется избирать для заведывания ими особых попечителей, утверждаемых губернским училищным советом. Приискание кандидатов на места учителей, которыми могут быть и духовные, и светские лица, принадлежит учредителям или содержателям училищ, a утверждение в должности–уездным училищным советам. Последним принадлежит также право увольнения учителей от должности и закрытия училищ; временное же устранение учителей и временное закрытие училища, в случае обнаружения каких-либо беспорядков, может последовать по соглашению инспектора народных училищ с председателем училищного совета. Предметами учебного курса в начальных народных училищах являются: Закон Божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение. Кроме этих обязательных предметов, в училищах могут быть преподаваемы ремесла и рукоделия. В губерниях Царства Польского надзор за начальными народными училищами принадлежит начальникам учебных дирекций и инспектору училищ Варшавы. Хозяйственною частью заведуют гминные и сельские сходы. В губерниях Прибалтийских заведывание начальными народными училищами находится под общим наблюдением директоров народных училищ в руках высших и уездных комитетов и местных правлений школ. На Кавказе и в других местностях преобладает единоличный порядок управления начальными народными училищами–директорами и инспекторами их.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Компьютер в сфере образования.
Сегодня многие учебные заведения не могут обходиться без компьютеров. Достаточно сказать, что с помощью компьютеров: трёхлетние дети учатся различать предметы по их форме; шести- и семилетние дети учатся читать и писать; выпускники школ г ...

Минимальные социальные стандарты в мировой практике
Политика прожиточного минимума характерна не только для развивающихся стран и стран с переходной экономикой, но свойственна и развитым странам – минимальный гарантированный доход (МГД) во Франции и вэлфэр (государственное пособие, обеспеч ...

Работа зарубежного социального педагога с родителями, инвалидами разного возраста
Работа социального педагога с родителями В США в период 40—70-х гг. подготовка к семейной жизни включала три различных типа программ: разовые лекции перед большими группами слушателей с последующими ответами на вопросы; семинары по воп­р ...