Начальные школы.
Страница 1

Начальные или народные школы имеют своею задачею сообщение основных первоначальных знаний, необходимых каждому, как человеку и члену общежития. «Народными» такие школы называются потому, что они имеют в виду удовлетворение потребностей всего народа.

До Петра Великого заботы о народном образовании всецело лежали на церкви и духовенстве. В эпоху Петра. Великого правительство впервые начинает заботиться об устройстве школ, но развитие их шло весьма медленно. В царствование Екатерины II, особенно со времени образования в 1782 г. «Комиссии об учреждении народных училищ», многие города были обеспечены школами: в губернских городах созданы были так называемые главные четырехклассные народные училища, и в уездных – малые двухклассные. В селениях же только в первой половине настоящего столетия начали устраивать народные школы, и прежде всего в селениях государственных крестьян, стараниями министерства государственных имуществ.

Знаменательную эпоху в развитии начальной школы составляет царствование Александра II. Важнейшая из реформ этого царствования, упразднение крепостного права в 1861 г., дала особенно сильный толчок развитию начального образования, потребность в котором стала все более и более отчетливо сознаваться и самим крестьянским населением, и образованными классами общества. Удовлетворению этой потребности в весьма значительной степени содействовали земские учреждения, созданные в 1864 г., и городские управления после реформы их в 1870 г. В царствование Александра II создана была совершенно новая организация всего дела начального народного образования, в основу которой легло Положение о начальных народных училищах 1864 г. (существенные черты этого сохранены и в позднее изданном Положении 1874 г., действующем и в настоящее время). О росте начальных школ в эпоху Александра II дают понятие следующие цифры. В 1856 г., по произведенному подсчету начальных народных училищ, во всей Империи их оказалось 8.227 с 450.000 учащимися (при чем в 3 прибалтийских губерниях было 1,753 школы). В конце же царствования Александра II, a именно в 1880 г., по данным произведенного тогда первого специального статистического исследования школьного дела, сельских начальных училищ всех ведомств и наименований в 60 губ. Европейской России оказалось 22.770 с 1.140.915 учащимися. По размерам расходов на содержание училищ первое место занимали земства (в земских губерниях они покрывали 53,2% всей суммы расходов), затем – сельские общества (они несли 33,7% расходов во всех губерниях); на долю государственного казначейства приходилось только 12,1% всех расходов (а в земских губерниях только 9%). По времени своего основания училища распределялись следующим образом: училищ, открытых до 1861 г., было всего 4.622 (или 22%), с 1861 по 1863 г. – 1.984 (или 9,4%) и с 1880 г. – 14.466 (или 68; 6%).

Переходя к очерку современного состояния начального образования, следует заметить, что главное заведывание им сосредоточено, с одной стороны, в министерстве народного просвещения, в ведение которого постепенно были переданы от других ведомств начальные школы, и с другой-в ведомстве Св. Синода с его органами, которым принадлежит заведывание церковно-приходскими школами и школами грамоты.

Местными органами министерства народного просвещения по заведыванию начальными школами являются попечители учебных округов, директора и инспектора народных училищ. Губернаторам также принадлежит общее наблюдение за ходом и направлением первоначального обучения в губернии, при чем они имеют право сообщать министерству народного просвещения свои замечания и соображения. В зависимости от различий в административном устройстве отдельных местностей Империи, порядок заведывания начальными школами не везде одинаков. Основною и преобладающею является организация, существующая в 34 губерниях, в которых введены земские учреждения и в которых начальное народное образование регулируется Положением о начальных народных училищах 1874 г. По этому положению, начальные народные училища учреждаются земствами, городскими управлениями, сельскими обществами и частными лицами. Кроме директоров и инспекторов народных училищ, учебною и административною частью в них, по положению 1874 г., заведуют губернские и уездные училищные советы. В состав уездного училищного совета, находящегося под председательством уездного предводителя дворянства, входят: инспектор народных училищ, по одному представителю от министерств народного просвещения и внутренних дел и от епархиального ведомства, два члена от уездного земского собрания и один член от городского общества, если город дает средства на школы; кроме того, в уездном училищном совете могут участвовать местные земские начальники при рассмотрении дел, касающихся их участков, a также земские врачи по вопросам санитарно-гигиеническим. Губерский училищный совет находится под председательством губернского предводителя дворянства и состоит из директора народных училищ, по одному представителю от министерств народного просвещения и внутренних дел и от епархиального ведомства и двух членов от губернского земского собрания. Для учреждения училища необходимо предварительное разрешение инспектора и согласие председателя уездного училищного совета. Учредителям училищ предоставляется избирать для заведывания ими особых попечителей, утверждаемых губернским училищным советом. Приискание кандидатов на места учителей, которыми могут быть и духовные, и светские лица, принадлежит учредителям или содержателям училищ, a утверждение в должности–уездным училищным советам. Последним принадлежит также право увольнения учителей от должности и закрытия училищ; временное же устранение учителей и временное закрытие училища, в случае обнаружения каких-либо беспорядков, может последовать по соглашению инспектора народных училищ с председателем училищного совета. Предметами учебного курса в начальных народных училищах являются: Закон Божий (краткий катехизис и священная история), чтение по книгам гражданской и церковной печати, письмо, первые четыре действия арифметики и церковное пение. Кроме этих обязательных предметов, в училищах могут быть преподаваемы ремесла и рукоделия. В губерниях Царства Польского надзор за начальными народными училищами принадлежит начальникам учебных дирекций и инспектору училищ Варшавы. Хозяйственною частью заведуют гминные и сельские сходы. В губерниях Прибалтийских заведывание начальными народными училищами находится под общим наблюдением директоров народных училищ в руках высших и уездных комитетов и местных правлений школ. На Кавказе и в других местностях преобладает единоличный порядок управления начальными народными училищами–директорами и инспекторами их.

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Положение в обществе отцов-одиночек в России
В России среди всех семей с одним родителем и детьми до 18 лет 94 процента составляют семьи одиноких, вдовых и разведенных матерей и только 6 - семьи одиноких отцов[21]. Но есть в нашей стране и регионы-рекордсмены. В Якутии на каждые 60 ...

Технологии межнационального и межкультурного обмена и сотрудничества
Межнациональные отношения в социально-культурной сфере Согласно энциклопедии «Народы России» (1994), на территории Российской Федерации проживает более 150 народов и народностей. Говоря о социально-культурных технологиях, характерных для ...

Классовые отношения.
"Таким образом, дело дошло теперь до того, что индивиды должны присвоить себе существующую совокупность производительных сил не только для того, чтобы обеспечить своё существование. Это присвоение обусловлено, прежде всего, тем объе ...