Начальные школы.Страница 4
Другим также очень характерным показателем современного состояния начального образования является отношение учившихся и неучившихся детей школьного возраста. Применительно к данным переписи 1897 года число детей школьного возраста в 1898 г. может быть определено в 11,600,668. Числилось учившихся детей 4,114,201 и следовательно 7,486,467 детей оставались без обучения. Учившиеся дети составляли 35,5%, a неучившиеся 64,5% общего числа детей школьного возраста. Число учившихся к общему числу всего населения относилось как 1:31 или, другими словами, учившиеся составляли в общем 3,2% общего населения Империи. Этот показатель образования служит весьма наглядным выражением слабого развития у нас народного образования, особенно при сравнении его с показателем образования в других странах. В половине 90-х годов показатель образования составлял: в Соед. Шт. Сев. Амер. – 22,36; в Швейцарии – 19,0; в Германии – 18,8; в Англии – 16,6; во Франции – 14,7; в Швеции – 14,43; в Норвегии – 14.07; в Австрии – 13,10; в Испании – 8,44; в Японии – 7,57; в Италии – 7,01; в Болгарии – 5.45.
Показатели образования у нас были неодинаковы для мужского и женского населения: 1 учившийся приходился на 20 душ общего мужского населения, 1 учившаяся приходилась на 63 души общего женского населения.
В некоторых внутренних губерниях процент учившихся представляется весьма благоприятным: так, из 1.000 мальчиков школьного возраста училось в Ярославской и Тверской губ. 880, в Смоленской 900, Олонецкой 920, Калужской 940, a в Тульской губернии весь школьный возраст мальчиков учился. Любопытно, что отношение учившихся девочек именно в этих губерниях представляется неблагоприятным: так, в Тульской губ. 100% мальч. и 28% Дев., в Калужской - 94% м. и 24% д., в Олонецкой - 92% м. и 29% д., в Ярославской - 88% м. и 33% д., в Тверской - 88% м. и 27% д., в Смоленской - 90% м. и 17% д. Составитель рассматриваемых данных находит объяснение этому явлению в том, что в указанных центральных местностях, где потребность образования ощущается особенно сильно (по сравнению с инородческими губерниями, где процент учащихся девочек меньше отстает от процента учащихся мальчиков), девочкам труднее проникать в училища, ибо при приеме везде отдается предпочтение мальчикам перед девочками.
При сравнении показателей образования для городского и сельского населения обнаруживается, что в 68 губерниях и областях баланс склонялся на сторону городских (максимальная разность в пользу городов выразилась цифрою 48% в Вятской губ.), a в 19 губерниях сельские обыватели учились больше, чем горожане (любопытно, что к числу этих губерний относятся Московская, где разность в пользу сельчан выразилась 21%, и С.-Петербургская с разностью в пользу сельских училищ в 50%).
В названном сборнике находим, далее, сведения о средствах на содержание школ. Из них видно, что на содержание начальных училищ Империи в 1898 г. было израсходовано 40.612.872 руб. Сумма эта поступила из следующих источников и в следующем размере: из государственного казначейства 8.681.934 руб. или 21,4%, от земств и из земских сборов 8.940.200 руб. или 22%, от сельских обществ 7.290.111 руб. или 17,9%, от городских обществ 5.446.472 руб. или 13,4%, пожертвований частных лиц и обществ 5.062.692 р. или 12,5%, платы за ученье 2.764.564 руб. или 6,8% и прочих источников 2.426.899 руб. или 6%. – Расход по содержанию училищ падает в среднем по Империи в размере 32,1 коп. на 1 душу общего населения.
Заслуживают, наконец, внимания данные об успехах начального народного образования за последнее время. Из сравнения данных 1885 г. и 1898 г. обнаруживается, что в 1885 г. начальных училищ всех ведомств было 40.010, так что, при населении в 106.610.814 душ, 1 училище приходилось на 2.665 жит.: в 1898 г. было 76.914 училищ при населении в 126.368.827 душ, или 1 училище приходилось на 1.676 жит. Таким образом, в то время, как население увеличилось на 19%, число школ увеличилось на 92%, т.е. рост школ почти в пять раз превысил рост населения.
По отдельным районам Империи отношение роста населения и роста училищ весьма разнообразно. Наиболее благоприятные данные представляет Кавказский Край: тогда как население за время с 1885 г. по 1898 г. увеличилось на 27%, число училищ возросло почти на 200% (в 1885 г. было 972 учил., в 1898 г. – 2.897). Обратное явление представляют Привислянский Край (где образовательные средства уменьшились почти на 20%) и Прибалтийские губернии (в Лифляндской губ. в 1885 г. 1 училище приходилось на 630 жит., a в 1898 г. на 788; в Эстляндской губ. в 1885 г. на 580, a в 1898 г. на 671 и в Курляндской губ. в 1885 г. на 1.147, a в 1898 г. на 1.166).
В общем, в 14 губерниях и областях, инородческих и окраинных, народное образование не сделало успехов в рассматриваемый период времени, a в 67 губерниях и областях обнаружился несомненный прирост образовательных средств, хотя и в далеко не равномерной степени.
Соответственно развитию средств начального образования, возросло в указанный период и число учащихся. В 1885 г. учившиеся в начальных училищах Империи составляли 2,1% общего населения, a 1898 г. они составляли 3,3%. Таким образом общий прирост учившихся может быть определен в 57%. Небезынтересно отметить, что почти весь прирост учащихся должен быть отнесен на долю сельского населения: городское население дало прирост в 10%, a сельское - в 68%.
Другие материалы:
Деятельность Общественной палаты Российской Федерации в 2005–2009 гг.
Деятельность Общественной палаты Российской Федерации подробно отражена в документах, посвящённых итогам работы за 2006-2007 г. и 2008 г. а так же подробно освещена средствами массовой информации. Так же Аппаратом Общественной палаты Росс ...
Большие расы.
Экваториальная раса. Темная окраска кожи, волнистые или курчавые волосы, широкий, слабо выступающий нос, низкое или среднее переносье, поперечное расположение ноздрей, толстые губы.
Евразийская раса. Светлая или смуглая окраска кожи, п ...
Исследование удовлетворенности граждан пожилого возраста социальным
обслуживанием в ОГУ «ККЦСОН»
Исследование состояло из двух этапов. Задачей первого этапа стало изучение деятельности отделений Костромского комплексного центра социального обслуживания, оказывающих социальную поддержку гражданам пожилого возраста. Для этого использов ...