Начальные школы.
Страница 3

Особую группу начальных школ составляют иноверческие конфессиональные училища и инородческие школы. Эти школы распространены в тех местностях, где преобладает иноверческое население, как-то: в Прибалтийских губ. и поволжских колониях с лютеранским населением, в южных, восточных и юго-восточных губ. и на Кавказе и в Туркестане с магометанским населением и в губерниях еврейской оседлости.

Наконец, к начальным школам относятся воскресные и вечерние школы. Впервые воскресные школы возникли в конце 50-х годов и получили довольно широкое развитие особенно в больших городах. Затем в 70-х гг. их развитие приостановилось, и лишь в половине 80-х годов снова начали устраиваться такие школы. Воскресные и вечерние школы бывают мужские, женские и редко смешанные. Они устраиваются преимущественно частными лицами с разрешения или инспектора народных училищ, или епархиального начальства, смотря по тому, в чьем ведомстве они состоят. Обучение в этих школах всегда бесплатно. Состав учащихся в них крайне разнообразен, начиная с малолетних и кончая взрослыми и пожилыми. В виду этого различия в подготовке, воскресные школы имеют обыкновенно несколько подразделений. В некоторых воскресных школах число учащихся весьма значительно; особенною известностью пользуется Харьковская женская воскресная школа, насчитывающая в год до 750 учениц, при 70–80 учительницах. Точных данных о числе воскресных и вечерних школ не имеется. В записке, составленной для нижегородской выставки (1896 г.), указывается, что число городских воскресных и вечерних школ несколько превышает 200. Такие школы существуют также в селах и деревнях. Исключительную местность по количеству воскресных школ представляет Кубанская область, в ней насчитывается до 100 воскресных школ в станицах.

О современной постановке начального образования в России интересные и поучительные данные сообщены в третьем выпуске «Статистических сведений по начальному образованию в Российской Империи», издаваемых министерством народного просвещения. [1]

По этим данным, общее число начальных училищ общеобразовательного характера по всей Империи составляло к 1 января 1899 г. 78,699 при 4,203,246 учащихся. Училища эти состояли в ведении девяти министерств и главных управлений. Наибольшее число училищ сосредоточивалось лишь в двух ведомствах–народного просвещения и духовном. Эти два ведомства имели вместе 77,074 училища или 98% общего их числа, при 4,126,182 учащихся, что составляло 98,1% всего числа учившихся в начальных училищах. Все остальные ведомства имели вместе 1,625 училищ или 2% общего их числа и 77,064 учившихся, что составляет 1,9% общего их количества.

Министерство народного просвещения заведывало 37,046 училищами или 47,1% всего числа училищ, в которых было 2,650,058 учащихся или 63% общего их числа. Духовное ведомство считало 40,028 училищ или 50,9% общего числа и 1,476,124 учащихся или 35,1% всего их числа. Таким образом министерство народного просвещения имело на 4% меньше училищ, чем духовное ведомство, но в этих училищах воспитывалось большее на 28% число учащихся.

Приведенное выше общее число училищ обнимает все начальные училища в Империи, как для детского возраста, так и для взрослых. Назначенных для детского возраста начальных училищ к 1 января 1899 г. было всего 76,914 или 97,7% общего числа заведений для начального образования. Училось в них детей 4,114,201; из них мальчики составляли 75% и девочки 25%. В указанном числе училищ (76,914) для детского возраста 73,927 училища или 94% принадлежат к группе начальных училищ в тесном смысле, т.е. таких, которые, по выражению цитированного издания, «не задаваясь целью сообщения реальных знаний, дают только одну грамотность, более или менее осмысленную» [2]; остальные 2,987 училища, или 6%, составляют группу училищ высшего типа, «которые, сверх осмысленной грамотности, сообщают еще и известную сумму реальных знаний, свойственных первой ступени общего образования» [3]. – Наибольшее число начальных училищ, a именно 90% действовали в селениях; 10%–в городах.

Названное статистическое издание дает интересный материал для выяснения, какой степени достигло современное состояние дела народного образования. С этой точки зрения важны цифры, показывающие отношение числа училищ к пространству и населению. Оказывается, что по всей Империи, в среднем, 1 училище приходится на 243 квадр. версты и на 1,676 душ населения. Особенно характерным представляется отношение числа училищ к числу населения. Если принять во внимание общее число населения и в составе его число детей школьного возраста, a также господствующий теперь тип начальной школы, то для того, чтобы все детское население могло быть принято в школы, нужно, чтобы одна школа приходилась по меньшей мере на 700 душ; в действительности же в настоящее время 1 школа приходится на 1,676 душ. Таким образом школ у нас более чем в два раза меньше, чем нужно для удовлетворения школьной потребности детского населения. По отдельным же местностям указанное отношение представляется особенно неблагоприятным: даже в Московской губернии одно училище приходится на 1,538 душ, в Киевской–на 1,778 душ; в Сибири же есть области, где (в Якутской) 1 училище приходится на 3,537 душ, a в областях Средней Азии указанное отношение колеблется между 1:3,596 (Тургайская) и 1:97,526 (Ферганская).

Страницы: 1 2 3 4 5


Другие материалы:

Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи
Прежде чем приступить к описанию технологии само- и взаимопомощи необходимо разобраться, что такое социальная технология. В БСЭ понятие «технология» (от греч. tekhne – искусство, мастерство, умение) определяется как «совокупность приемов ...

Причинность в обществе
Причинность в социальной среде характеризуется значительной сложностью и запутанностью. Каждое социальное действие влечет за собой массу разнообразных и притом противоречивых событий. Конфликт может быть, в конечном счете, обусловлен сове ...

Роль социального педагога
Социальный педагог семье необходим, так как современная школа занимается только обучением, а 2/3 родителей испытывают трудности в воспитании детей. Типы семей, с которыми приходится сталки­ваться социальному педагогу: городская или сельс ...