Глобализация как многоплановый процесс.

Социологическая информация » Тенденции и теории глобализации » Глобализация как многоплановый процесс.

Это реальное воплощение объективной тенденции к формированию единого глобального мира. Базисным процессом формирования общепланетарной системы стало развитие глобальной экономики, что проявилось в принципиально новых контурах ее социальной организации.

Мировое экономическое сообщество превращается в целостную экономическую систему, в единый глобальный экономический организм. Национальные хозяйства оказываются составными элементами этого организма и связаны они уже не только международным разделением труда, а гигантскими всемирными производственно-сбытовыми структурами, глобальной финансовой системой и планетарной информационной сетью.

Воспроизводственная взаимозависимость национальных экономик сейчас такова, что почти половина товаров и услуг полностью или частично создается за пределами стран – потребителей.

Национальные и всемирные экономические отношения начинают меняться местами. Мировое хозяйство постепенно становится сильнее и значимее национальных хозяйств.

Национальные государства утрачивают способность контролировать экономическую активность в пределах государственных границ. Правительства просто не в состоянии, как прежде, защитить национальные экономики от нежелательных внешнеэкономических последствий.1 Они даже не могут регулировать стоимость своих национальных валют, потому сто все валюты круглосуточно продаются и покупаются на валютных биржах Токио, Лондона, Нью-Йорка. Спутниковая связь объединяет мировые рынки в разных точках земного шара.

Основой глобальной экономики становятся новые транснациональные. Небольшое число ТНК контролирует значительную часть мировой экономической деятельности: 50 % производимый в мире продукции – результат деятельности 600 ТНК.

По мере того как ТНК перерастают государства, экономика соединяется с политикой. Это тоже новая черта мирового развития.

Наметились контуры глобального единства и в других системах социальной реальности. Социологи (З. Бауман, Г.Г. Дилигенский, Р. Инглехард, Дж. Конрад) отмечают формирование глобальной социальной структуры. Уже возникла глобальная элита, в ее состав входят финансисты, международные менеджеры, юристы, деятели Интернета, шоумены, организующие транснациональные культурные коммуникации. Американский культуролог М. Фезерстоун отмечает присущий им разрыв с традициями соответствующей профессиональной среды, агрессивный стиль поведения, доминирование ценностей технической компетентности и т. п. Они не локализованы в какой-либо национальной среде, повсюду остаются иностранцами. Формируется транснациональная интеллектуальная элита – ученые и специалисты, образующие социокультурные общности глобального уровня. Они легко пересекают границы и везде себя чувствуют комфортно. Социологи отмечают формирование глобального среднего класса, который составляют бизнесмены, специалисты и квалифицированные работники тех профессий и секторов экономики, которые включены в глобальную сеть экономических и профессиональных связей (программисты, менеджеры), Условиями формирования глобального среднего класса стало всемирное распространение новейших технологий и форм производственной организации, обеспечивающих высокий материальный статус работника.

Непосредственным плодом глобализационных процессов являются массы мигрантов, составляющие сегодня значительную часть населения развитых стран и становящиеся носителями двух или большего числа культур.


Другие материалы:

Изменения в миграционном законодательстве
Главное направление происшедших изменений состоит в сильном упрощении регистрации иностранных граждан по месту пребывания, а также правил трудоустройства. Ранее, чтобы получить право на пребывание в России, иностранный гражданин обязан б ...

Социальные службы как форма социальной работы с молодыми семьями
В социальной работе семьей принято называть основанную на браке или кровном родстве малую группу, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональными связями и взаимными обязанностями по отношени ...

Типология образовательных технологий
В то же время все образовательные технологии различаются по целям, содержанию, средствам и методам, применяемым в социально-культурной деятельности. Типология образовательных технологий по характеру содержания и структуры. Обучающие и во ...