Теоретические основы компьютерной грамотности. Сущность понятия «компьютерная грамотность»
Страница 1

Социологическая информация » Компьютерная грамотность как условие становления социального работника » Теоретические основы компьютерной грамотности. Сущность понятия «компьютерная грамотность»

Понятие компьютерной грамотности формировалось вместе с введением в школу предмета ОИВТ и сразу встало в ряд новых понятий школьной дидактики. Попытка сформулировать требования к компьютерной грамотности учащихся сделана уже в пояснительной записке к первой программе, однако, в более систематизированном изложении компоненты компьютерной грамотности описаны в адресованном учителю первом методическом руководстве по преподаванию курса ОИВТ в школе; здесь выделялись следующие группы компонентов, составляющих содержание компьютерной грамотности школьников:

· Понятие об алгоритме, его свойствах, средствах и методах описания алгоритмов, программе как форме представления алгоритма для ОИВТ; основы программирования на одном из языков программирования;

· Практические навыки обращения с ЭВМ;

· Принцип действия и устройство ЭВМ и ее основных элементов;

Применение и роль компьютеров в производстве и других отраслях деятельности человека.

Анализ перечисленных компонентов показывает, что появление понятия компьютерной грамотности (КГ) явилось результатом расширения понятия алгоритмической культуры (АК) учащихся путем добавления таких «машинных» компонентов, как умение обращаться (или, на жаргоне информатиков - общаться) с ЭВМ, знание устройства и принципов действия ЭВМ, а также роли ЭВМ в современном обществе.

1. Умение «общаться» с компьютером. Общение с ПК на «пользовательском уровне »- это в основном умении подготовить компьютер к работе, запускать и останавливать его, умение работать за дисплеем, т.е. овладеть клавиатурой, уметь вводить числа переменные, корректировать введенные данные, вводить, отлаживать и запускать программу.

2. Составление простейших программ для компьютера. Подготовка программистов не является целью общеобразовательной школы, однако понимание основных принципов программирования для ЭВМ должно входить в систему общего образования. Процесс этот может быть постепенным растянутым во времени.

3. Представление об устройстве и принципах действия ЭВМ. В этом компоненте компьютерной грамотности выделяются две основные составляющие:

a. Структура ПК и функции его основных устройств

b. Физические основы и принципы действия основных элементов компьютера

Этот компонент имеет важнейшее мировоззренческое значение, хотя и труден для освоения учащимися.

Представления об областях применения и возможностях ЭВМ, социальных последствиях компьютеризации. Формирование этого компонента компьютерной грамотности также не является задачей исключительно курса информатики и выходит за его пределы. Сферы применения и роль ЭВМ в повышении эффективности труда целесообразно раскрывать учащимся в процессе практического использования компьютера для решения различных задач в ряде учебных предметов. Сокращенно четырехкомпонентная структура компьютерной грамотности, описанная выше, может быть обозначена совокупностью четырех ключевых слов: общение, программирование, устройство, применение. Нетрудно заметить, что даже при сохранении всех компонентов компьютерной грамотности усиленное акцентирование внимания на том или ином из них может приводить к существенному изменению конечной цели преподавания предмета информатики.

Компьютерная грамотность определяется В.А. Хребтовым как умение работать на компьютере [13].

По мнению М.П. Лапчика, освоение компьютерной грамотностью предполагает:

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Формационный и цивилизационный подходы к анализу общества
Формационный (К.Маркс). На основе характера производственных отношений, в форме собственности и способа производства: а) первобытное; б) рабовладельческое; в) феодальное; г) капиталистическое; д) коммунистическое общество. В настоящее ...

Способы снятия конфликта в семье
Часто после ссор трещина в отношениях остается надолго, болит, как незаживающая рана. Это приводит к разводам. Что же необходимо сделать? Старайтесь следовать следующим правилам. 1. Попробуйте установить причину конфликта. Но старайтес ...

Приложения
Приложение 1 АНКЕТА Дорогие юноши и девушки! Саратовский государственный университет проводит социологическое исследование, посвященное незарегистрированным бракам. Нам очень важно ваше мнение, и поэтому мы просим Вас искренне ответить ...