Стратегии социального исследования. Типы исследовательских стратегий
Страница 1

Социологическая информация » Методы стратегий в социальных исследованиях » Стратегии социального исследования. Типы исследовательских стратегий

Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление исследования. Выделяют следующие типы стратегий.

«Хронологическая» стратегия — состоящая в том, что социолог много раз возвращается к одним и тем же респондентам, на те же объекты, старается уловить изменения, сдвиги. Это не массовые повторные исследования («панель»), но именно «кейс-стади», т.е. проводимые неоднократно наблюдения отдельных явлений, случаев, групп людей, сообществ. [15] Идея такой стратегии была развита Чикагской школой главным образом при изучении динамики социального статуса. В наше время при быстрых социально-экономических изменениях человек переосмысливает свою социальную идентификацию, т.е. свое общественное положение и взаимосвязи в социуме. Он начинает идентифицировать себя со своим народом (этнической группой), социальным движением, определенным кругом по имущественному состоянию и т.д. Возвращение к избранной для интервью группе респондентов относительно их социальной идентификации поможет лучше понять современные общественные процессы.

Среди вопросов интервью могут быть, например, такие:

— С кем, с какой группой людей Вы чаще всего соотносите свои интересы, суждения?

— Какие группы людей, по Вашему мнению, живут теми же проблемами, что и Вы?

Ответы, варианты которых заранее не предусматриваются, а записываются интервьюером, бывают самого разного со- держания. Респонденты могут говорить, что чувствуют наиболь- шую близость с теми, кто «не пользуется привилегиями», «как и я честно ра- ботает, а не спекулирует»; с «моим народом», «людьми моей на- циональности и культуры»; товарищами по работе; со своими близкими, родственниками; со сторонниками какого-то общественного движения.[15].

Возвращаясь к тем же респондентам через некоторое время, исследователь выясняет, насколько устойчива их социальная идентификация, в каком направлении она изменяется, каковы общие тенденции этих изменений. Накапливаются более четко формулируемые гипотезы, которые можно проверить на больших выборках населения. Для этого предлагается набор высказанных суждений и проводится массовый опрос.

Другой тип стратегии — исследования «дна» и «элиты» общества: бродяг, наркоманов, алкоголиков — с одной стороны, преуспевающих бизнесменов, ученых и высших администраторов — с другой. Такой подход помогает лучше видеть контрасты социальных отношений, глубже понять проблемы обыденной жизни «простого» человека. [15] ИС РАН имеет немалый опыт проведения подобных наблюдений. Изучение наркоманов, алкоголиков, проституток позволяет не только искать решения проблем, связанных с девиантным поведением, но улавливать сдвиги в нравственном сознании общества в целом. В частности, было установлено, что в 1970-е годы проститутки воспринимали свое положение как унизительное, свое ремесло — как презираемое, «грязное». Сегодня занимающиеся проституцией находят нравственное оправдание в том, что продают свой «товар» подобно, например, кооператорам. Проверка этого предположения в массовых опросах убеждает, что и в общественном сознании идет процесс либерализации взглядов на проституцию как отношения рыночного типа.

Стратегия «нежестких предположений» и объяснений — состоящая в рассмотрении одного и того же явления с разных точек зрения. Это позволяет лучше понять существо проблемы, поскольку ни одно из «очевидных» и прямых толкований в действительности не может быть исчерпывающим. Логика такой стратегии вполне ясна. При использовании формальных количественных методов для проверки множества объяснений данного явления требуется большая статистика и тонкие статистические операции, в то время как при качественном анализе нет необходимости искать этим объяснениям строгие, статистически достоверные, подтверждения. [15] Можно развернуть целую систему правдоподобных гипотез и дальше их опровергать или подтверждать в повторяющихся, но статистически не надежных доказательствах.

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Кадровый (интеллектуальный) ресурс
Ведущее место в руководстве социально-культурной сферой занимает кадровая политика. Её основными направлениями являются: 1) кадровое планирование; 2) оценка наличного кадрового (интеллектуального) ресурса; 3) оценка будущих кадровых потре ...

Содержание социально-культурной деятельности: проблемное поле и тенденции развития
Категория содержания представляет собой одно из фундаментальных понятий теории и практики социально-культурной деятельности. Не случайно отбор содержания многочисленных разновидностей культурного продукта или услуг связан с достаточно жес ...

Цели и задачи организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью
Государственная молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Р ...