Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
Страница 2

Социологическая информация » Проблема безработных и пути их решения в современном обществе » Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура

Рис. 1. Взаимодействие спроса и предложения рабочей силы

Кривая предложения труда направлена вверх, поскольку работники готовы жертвовать свободным временем и работать больше при повышении заработной платы, то есть предложение труда растет (при прочих равных условиях). Эта зависимость выражает действие закона предложения труда.

Напротив, кривая спроса направлена вниз ввиду того, что при росте издержек производства за счет повышения заработной платы (при прочих равных условиях) увеличивается стоимость изделия, создаваемых дополнительным трудом, и снижается прибыль. Работодателям такая ситуация невыгодна и они сокращают прием рабочих, то есть с ростом заработной платы спрос на рабочую силу падает. Эта обратная зависимость выражает и действие закона спроса на труд.

Когда цена труда устраивает и работодателей, и продавцов рабочей силы, говорят, что рынок пришел в равновесие, находится в равновесии.

Пересечение кривых спроса и предложения на рисунке 1 демонстрирует, что существует одна цена, при которой интересы продавцов и покупателей совпадают, - это и есть равновесная цена труда (заработная плата).

Как показано на рисунке 1, при цене труда, равной W0, работодатель имеет возможность заполнить все имеющиеся рабочие места, а все работники, желающие получить работу, находят ее. Интересы всех сторон совпали, рынок находится в равновесии, пока сохраняется заработная плата на уровне W0. Равновесная заработная плата не означает, что на рынке нет других цен на рабочую силу. Под воздействием каких-либо факторов заработная плата может подняться выше W0 и достигнуть, например, уровня W2. Предложение труда возрастет до уровня точки Е, а спрос сократится до величины в точке В. Возникает конкуренция между работниками за рабочее место. Избыток предложения над спросом, конкуренция давят вниз на ставки заработной платы, работодатели снижают их, и они опускаются до уровня равновесия (W0).

Если заработная плата ниже равновесной цены (W0), то появляется недостаток рабочей силы (спрос равен F, а предложение - А). Он заставляет работодателей повышать вознаграждение, чтобы привлечь новых рабочих. И в итоге заработная плата снова поднимается до уровня W0. Следовательно, заработная плата на уровне W0 становится доминирующей, общепринятой, с которой должны считаться и работодатели и работники. При этом уровне заработной платы достигается полная (для данного уровня равновесия) занятость. Так функционирует механизм конкурентного рынка. [2, c.4-5]

Действие механизма спроса и предложения на рынке труда реализует следующие функции:

соединение рабочей силы со средствами производства, регулирование спроса и предложения рабочей силы;

обеспечение конкуренции между работниками за рабочее место, а между работодателями - за наем рабочей силы;

установление равновесной (доминирующей) цены;

содействие полной экономически эффективной занятости.

Занятость - деятельность граждан, связанная с удовлетворением личных и общественных потребностей, не противоречащая действующему законодательству, и приносящая, как правило, им заработок.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Точечное исследование
Точечное исследование (его еще называют разовым) дает информацию о состоянии и количественных характеристиках какого-либо явления или процесса в момент его изучения. Эта информация в определенном смысле может быть названа статической, пос ...

Музеи
К социально-культурным институтам музейного типа относятся научно-просветительские учреждения, занимающиеся сбором, комплектованием, хранением, изучением и популяризацией документов и памятников истории, материальной и духовной культуры. ...

Организационно-распорядительные методы
В рамках организационных технологий менеджеры всех уровней, занятые в учреждениях социально-культурной сферы, пользуются так называемыми организационно-распорядительными методами. Среди них выделяются три группы: 1) директивные методы (р ...