Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
Страница 6

Социологическая информация » Проблема безработных и пути их решения в современном обществе » Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура

Циклическая безработица порождена общим снижением спроса на рабочую силу во всех отраслях, сферах, регионах. Она связана с фазой спада в воспроизводственном цикле. Уровень циклической безработицы может зависеть от пола, расы, принадлежности к той или иной социальной группе, национальности.

Сезонная безработица возникает с изменением спроса на определенные профессии в зависимости от сезонов (времен) года.

Скрытая безработица - это содержание на предприятиях и в организациях в интересах сохранения трудовых коллективов излишних работников, которые могли бы быть высвобождены в результате спада производства. Такая форма проявляется главным образом в виде вынужденного перехода на неполный рабочий день (неделю) и вынужденных отпусков (с частичной оплатой или без сохранения содержания) по инициативе администрации.

В настоящее время в Российской Федерации преобладает структурная безработица. [22, c.288]

Среди конкретных причин, обусловливающих сокращение занятости трудоспособного населения в России, можно отметить следующие. Первая причина коренится в том, что характерной чертой советской экономики являлась чрезмерная численность производственного персонала предприятий. Наличие избыточного персонала тормозило внедрение новой техники и трудосберегающих технологий, препятствовало росту производительности труда. С другой стороны, необходимость оплачивать излишних работников неоправданно завышала издержки производства с вытекающим отсюда ослаблением конкурентоспособности производимых товаров. Избыток рабочих мест означал искусственный дефицит рабочей силы, а он подрывал дисциплину труда, способствовал широкому распространению "выводиловки" в оплате работников, подавлению у них стимула к лучшей работе. Другими словами, долгие годы существовала устойчивая и весьма массовая скрытая безработица. [75, c.13]

Таким образом, эта причина безработицы состоит в том, что сам факт перехода к частной собственности и рыночным принципам хозяйствования означает выталкивание в ряды безработных значительных масс людей, которые были безработными и раньше, но в форме не открытой, как сейчас, а скрытой.

Вторая причина. Переход к рыночным критериям оценки хозяйствования предприятий обнаруживает несостоятельность многих из них, поскольку они не могут приспособиться к реальному спросу по видам продукции, ее ассортименту, качеству, цене. Они - еще один канал, пополняющий безработицу.

Третья причина. Либерализация цен привела к кризису неплатежей по всем технологическим цепочкам. Он поразил не только потенциальных банкротов, но и многие предприятия, продукция которых пользуется спросом на рынке, но не может быть оплачена ее потребителями. Этот кризис - еще один фактор, питающий безработицу.

Четвертая. Рыночные реформы сопровождаются глубокой структурной перестройкой, которая охватывает не только микро-, но и макроэкономический уровень, что приводит в свою очередь к массовой структурной безработице.

Пятая. Разрыв сложившихся хозяйственных связей между бывшими союзными республиками СССР, а также между Россией и странами Восточной Европы, резко ухудшил положение предприятий и по материально - техническому снабжению, и по сбыту продукции, что опять-таки не может не питать безработицу. [75, c.27-28]

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Понятие личности. Теории изучения личности. Ролевая теория личности.
Включение человека в общество осуществляется через разнообразные элементы социальной структуры (социальные группы, институты, социальные организации), через систему социальных ролей, которые он выполняет, через нормы, ценности общества, к ...

Социальное программирование как технология целереализующей деятельности в системе управления социальными процессами
Управление является той сферой социальной жизни, в которой на основе согласования интересов различных субъектов формируются общие цели и посредством которой деятельность социально-экономических субъектов направляется на их достижение. При ...

Начальные школы.
Начальные или народные школы имеют своею задачею сообщение основных первоначальных знаний, необходимых каждому, как человеку и члену общежития. «Народными» такие школы называются потому, что они имеют в виду удовлетворение потребностей вс ...