Кадровый (интеллектуальный) ресурс
Страница 3

Лидерство как ролевая функция организатора досуга приобретает особую социальную ценность в связи с тем, что в социально-культурной, досуговой сфере центром всеобщего притяжения становятся малые группы, камерные формы познавательной, культурно-творческой, рекреационной деятельности. Именно роль лидера как педагога, мастера, наставника не может не опираться на огромную сумму методических знаний, умений и навыков. Целевой установкой лидера-педагога всегда или почти всегда оказывается развитие у конкретной общности людей (детей, подростков, взрослых) творческих способностей, а также методов, с помощью которых эти способности формируются и реализуются.

Наиболее успешна и эффективна такая структура управления деятельностью культурно-досуговых учреждений, которая учитывает социальные условия работающих в них людей, их стремления, ориентации и предпочтения, их духовный настрой. Девиз, призывающий к человеческому использованию человеческих существ, применим и к социально-культурной сфере, к сегодняшнему практическому опыту десятков, сотен тысяч организаторов социально-культурной деятельности.

Современные процессы в ее организации требуют уточнения и сущности самой профессии, и ее обозначения. Дело в том, что в прежнем понятии «культурно-просветительный работник» уже не отражаются функции специалиста социальной, культурной, досуговой сферы. Здесь акцентируется, скорее, просветительская направленность его деятельности. Но просветительская функция оказывается второстепенной для профессии и, по существу, оставляет за пределами внимания проблемы творчества, рекреации, оздоровления людей. Самое же главное заключается в том, что традиционное обозначение профессии не отражает ее основную суть - социально-педагогическую. В этой связи целесообразнее использовать понятия «социальный педагог», «социальный работник». Их генеральная функция - создание условий для наиболее полного развития и саморазвития, самоутверждения, самореализации различных слоев населения социума в сфере досуга. В такой формулировке сверхзадачи профессии, с одной стороны, подчеркивается развивающая, стимулирующая сущность досуговой деятельности, с другой - заложена компенсаторная природа активности человека в сфере досуга. В рамках социально-культурной деятельности педагог - организатор досуга должен создать такие условия, которые способствовали бы максимальному самоосуществлению личности участника самодеятельного коллектива или разового посетителя клубного учреждения. Причем деятельность такого учреждения должна не дублировать, а дополнять деятельность других социальных институтов (производственного коллектива, семьи и др.).

В целевой установке специалиста можно выделить несколько приоритетных позиций, в их числе:

• повышение степени самостоятельности ребенка с дошкольного возраста, подростка, взрослого в выборе и реализации досуговых потребностей, их способности контролировать свое свободное время и более эффективно решать возникающие проблемы досуга;

• создание условий, в которых и дети, и взрослые могут в максимальной мере проявить досуговую инициативу, творческие возможности;

• содействие в адаптации и реадаптации юного или взрослого человека в конкретной досуговой среде, досуговой общности (например, в самодеятельном коллективе).

В сфере досуга, как и в других областях жизни, люди часто сталкиваются с проблемами, которые не могут решить ни они сами, ни семья, ни друзья, ни доброжелательный чиновник. Поэтому возникает необходимость в квалифицированном помощнике-советчике, педагоге, организаторе. Сфера досуга - это сфера определенных, конкретных действий.

Подготовка специалиста социально-культурной сферы, ориентированного на организацию досуга детей, подростков, взрослых, в целом семьи, базируется на принципиально новых подходах к социальному воспитанию, социализации личности в условиях свободного времени. В течение многих десятилетий мы пытались решить проблемы формирования личности, ограничивая процесс

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Динамика социальных конфликтов
Конфликтология выработала две модели описания конфликта: процессуальную и структурную. Процессуальная модель делает акцент на динамике конфликта, возникновении конфликтной ситуации, переходе конфликта из одной фазы в другую, формах конфли ...

Цели и задачи организации и осуществления мероприятий по работе с детьми и молодежью
Государственная молодежная политика – система государственных приоритетов и мер, направленных на создание условий и возможностей для успешной социализации и эффективной самореализации молодежи, развития ее потенциала в интересах России. Р ...

Традиционный анализ
Существуют самые разнообразные методы анализа документов, однако наиболее распространенными, прочно утвердившимися в практике социологических исследований являются традиционный (классический) и формализованный (количественный). Под тради ...