Функции и принципы социально-культурной деятельности
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Функции и принципы социально-культурной деятельности

Педагогический статус социально-культурной деятельности закономерно требует рассмотрения её ведущих функций и основополагающих принципов.

Совокупность социальных функций деятельности в сфере культуры, образования, досуга исторически является результатом многолетнего социально-педагогического опыта, накопленного учреждениями культуры и образования, демократическими институтами, общественными организациями и движениями. Этот опыт во многом базируется на социально-ориентированном подходе к анализу традиционной деятельности объектов социально-культурной сферы.

Вопрос о функциях социально-культурной деятельности и их классификации имеет несомненное методологическое значение. Не настаивая на абсолютности своей трактовки данной темы, авторы учебника открывают перед обучающимися возможность аргументированно отстаивать и свою, даже не адекватную общепринятой, точку зрения.

Слово «функция» фигурирует во многих отраслях знаний. Однако все его оттенки и значения в конечном счете связаны с родовым смыслом - «отправление», «деятельность»] Любая функциональная система характеризуется тремя принципиальными чертами. Во-первых, любая из функций включает в себя специально выбранные компоненты (способы, приемы, методы и т.п.). Во-вторых, эти компоненты взаимосодействуют друг другу в достижении конкретных и определенных целей. В-третьих, в качестве основополагающего признака функции фиксируется получение конечного полезного результата.

Функции в своем содержании отражают определенные направления и стороны деятельности как отдельных людей, так и социально-культурных институтов, общностей, групп, движений. При этом необходимо иметь в виду определенное различие между функциями профессиональной и непрофесиональной, индивидуальной и коллективной культурной деятельности.

Функции определяют природу, специфику и средства достижения цели, способы и приемы освоения духовных богатств в процессе социально-культурной деятельности. Они отражают общественные потребности каждого конкретно-исторического этапа развития общества и носят объективный характер. Поэтому функции выполняют и роль своеобразного критерия при оценке социально-культурных процессов, эффективности работы досуговых объединений и центров, их социально-преобразующего воздействия на личность. Подчеркивая объективную обусловленность функций, отметим, что они имеют своим содержанием определенные направления, и стороны жизнедеятельности людей.

Многочисленные виды социально-культурной деятельности выполняют те или иные общественные функции, которые одновременно компенсируют и дополняют друг друга. Противопоставления тут недопустимы. Кроме того, необходимо иметь в виду, что организация социально-культурной, в частности досуговой, деятельности функционально связана с современным производством и последствиями его интенсификации.

Именно поэтому для эффективного функционирования сферы культуры и досуга объективно необходимо неукоснительное соблюдение дифференцированного подхода к интересам, потребностям и нуждам людей в рабочее и внерабочее/внеучебное время.

Функции социально-культурной деятельности предполагают максимальное развитие самостоятельности, инициативы, предприимчивости населения. Не случайно сегодня многие современные клубы и досуговые объединения представляют собой самодеятельные, самоуправляющиеся творческие организации, создаваемые на основе общности интересов. Интерес обусловливает эффективность процессов взаимообучения и взаимовоспитания, формирования общественного мнения, социально-культурной активности людей.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Содержание и формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи
Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последователь­ного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого челов ...

Субкультура готов
В рамках данной субкультуры сложилась своеобразная философия. В целом для субкультуры готов характерна общая тенденция к театральности, эстетству, внимание к сверхъестественному и эксцентричному. Готы охотно заимствуют кладбищенскую, вамп ...

Специфика лечебной педагогики А. А. Дубровского
Организация социальным педагогом семейного досуга. Работа с родителями ребёнка-инвалида. Лечебная педагогика А.А. Дубровского Семья, в которой есть дети-инвалиды особый объект внимания. Получив информа­цию о такой семье, составив план ...