Теоретико-методологические основы исследования образовательной составляющей качества населения России
Страница 1

Социологическая информация » Качество населения России » Теоретико-методологические основы исследования образовательной составляющей качества населения России

Актуальность темы исследования. Исследование системы образования было актуальным всегда в связи с тем, что образование выступает в единстве с воспитанием и рассматривается как важнейший механизм воспроизводства человека в обществе. Но в настоящее время важность исследования системы образования обусловлена тем, что переход на новые технологии резко повышает роль знаний, квалификации работника. Складывается экономика знания, которую правомерно рассматривать как новый механизм социально-экономического развития. Важной проблемой системы образования в России является его модернизация. Однако необходимость модернизации и те формы, которые приобретает этот процесс в настоящее время, содержат противоречия, С одной стороны, безусловно, необходимо учитывать мировые достижения в области образования, новые технологии обучения и стимуляции образовательного процесса. С другой стороны, переход на западные образцы не может сопровождаться эталонным копированием без учета тех условий, которые сложились в России. В этих условиях демографический подход к образованию открывает большие прогностические и исследовательские возможности. Субъектом, носителем образования выступает население. Но именно демографический подход в наибольшей степени дает возможность оценить и предсказать процессы, происходящие в структуре населения. Рождаемость, смертность, половозрастная структура населения определяет многие параметры образования. Именно от состояния демографической структуры населения зависит спрос на образовательные услуги. С другой стороны, образование и воспитание воздействуют на демографическое поведение, определяя отношение к жизни, семье, детям. Демографический подход к проблеме образования открывает большие возможности его изучения. Степень разработанности проблемы. Социально-экономические проблемы образования имеют давнюю традицию исследования, изучение этой проблемы носит многоаспектный характер. В работах многих авторов исследуются экономические аспекты образования. Большое внимание уделяется экономико-финансовым проблемам образования, особенно в связи с реформами, когда бюджетное финансирование образовательных учреждений в России резко сократилось. В связи с этим многие работы посвящены исследованию коммерческих оснований гособразования, рассматривается качество, маркетинг и логистика в сфере образовательных услуг. Раскрываются экономические аспекты управления высшим образованием, управления вузом.

Анализируются стратегии адаптации высших заведений к рыночной среде. В других работах исследуется роль государства в сфере образования, рассматриваются проблемы государственного управления, государственная - политика в области образования, анализируются социальные приоритеты, исследуется опыт других стран. Важность этого среза проблемы определяется тем, что практически ни в одной стране система образования не существует без государственной поддержки. Значимость этих исследований возрастает в связи с реформами.

Исследования государственного регулирования образования тесно связано с анализом государственной политики в сфере науки и научных разработок. Еще один срез исследования образования связан с информационными проблемами, информационными технологиями, рассматриваются коммуникативно-ценностные возможности образования, особенности информационных технологий в высшей школе.

В этой связи часто исследуется и глобализация и ее взаимосвязь с системой образования. Во многих работах рассматривается качество образования, взаимосвязь образования и рынка труда, поскольку в условиях рыночной экономики востребованность профессии является важнейшей проблемой.

В этих работах исследуются особенности региональных рынков труда, анализируются программы развития профессионального образования, реализуемые в регионах. Ряд работ посвящен исследованию студентов, учащихся образовательных учреждений. Рассматриваются ценностно-трудовые, миграционные установки. В русле этих исследований осуществляется и демографический подход к образованию. Но необходимо отметить, что работ, реализующих демографический подход к образованию, относительно мало. Мы считаем, что эта проблема нуждается в дополнительном исследовании. Во многих работах по демографии образования основными демографическими параметрами являются показатели рождаемости и смертности. Но в настоящее время экономико-демографические исследования требуют многосторонности, в связи с новыми реалиями рынка труда, миграцией населения.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Социализация
Социализация - процесс формирования социальных качеств (различных знаний, навыков, ценностей). Это усвоение индивидом социального опыта, в ходе которого создается конкретная личность. Необходимость социализации связана с тем, что социал ...

На чем стоять семье?
Брак – что орден иезуитов: не вступивший в него о нем ничего не знает, вступивший – обо всем молчит. Наверное, разведенный Продолжим тему о связи любви и создания семьи и попытаемся все-таки разобраться в этом вопросе. Если я вижу двух ...

Технология организации групп самопомощи и взаимопомощи
Прежде чем приступить к описанию технологии само- и взаимопомощи необходимо разобраться, что такое социальная технология. В БСЭ понятие «технология» (от греч. tekhne – искусство, мастерство, умение) определяется как «совокупность приемов ...