Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание
Страница 5

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание

В соответствии со статьей .8 данного законодательного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от национального и социального происхождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др. обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и др.

Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст.35 федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет федеральный закон « Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Российской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных или иных целях.

Лицам старшего возраста, согласно Федеральному закону «О библиотечном деле», доступны фонды библиотек, что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную инфор-МаЦию. В арсенале норм данного закона есть наиболее важная для социальной поддержки пожилых людей ст.8. Она установила существенную привилегию для пожилых людей: «Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».

Как подчеркивается в целом ряде законодательных актов, принципиально важно отказаться от бытующих в теории и практике взглядов и утверждений о якобы консерватизме, однозначности и структурной незыблемости реабилитационных процессов. Нынешние социальные условия жизни большинства инвалидов и пожилых людей, практика многочисленных социально-культурных центров и учреждений убедительно свидетельствуют о несостоятельности подобных стереотипов. Они дают основания говорить о социально-культурной реабилитации как процессе далеко не однородном, максимально динамичном, гибком и подвижном по своему содержанию и технологиям.

Принципы и подходы

Накопленный опыт социально-культурной реабилитации и поддержки лиц с ограниченными возможностями позволяет сформулировать целый ряд существенных общих и частных принципов, которых придерживаются в своей деятельности специалисты, занятые в этой сфере: медики, психологи, социальные работники, специалисты социально-культурной сферы.

К общим, универсальным принципам относится прежде всего принцип системного подхода к социально-культурной реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста. Он предполагает всестороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специалистов различного профиля, оценку возможных последствий осуществляемых культурно-терапевтических, реабилитационных технологий. В соответствии с принципом системности каждая из таких технологий должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса реабилитации, взаимосвязью составляющих его элементов, целостностью.

Другим общим принципом является принцип средового подхода. Он предполагает создание педагогически организованной среды для лиц пожилого возраста и инвалидов, которая служила бы местом отдыха и общения с предметами искусства, сверстниками и интересными людьми, проведения занятий и репетиций, личных наблюдений и исследований, творческих встреч и экскурсий.

Содержание социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями во многом базируется на организации для пожилого человека или инвалида благоприятных в духовном отношении референтных сред их досуга и общения.

Эго прежде всего среды его межличностного общения и досуга в семье, в кругу ближайших родственников, друзей, соседей, в производственном, учебном или досуговом коллективе. Это и среды его внелично-стного общения со СМИ, с книгой, искусством, природой, животными и т.д. Преодолению физических и социальных ограничений, дефицита духовного и эстетического развития пожилых людей и инвалидов помогает создание специально организованных эстетических, экологических, ва-леологических и других референтных сред, основанных на сочетании работы многопрофильных творческих мастерских и студий с экспозициями современного искусства или интерактивными лабораториями.

Создание и многократное использование притягательных досуговых средств и ситуаций, ориентированных на потребности этих людей в познавательной, игровой и творческой деятельности, объективно требуют применения в практике социальной реабилитации не только традиционных медико-социальных, ее диально-психологических или педагогических методик, но и метода1 социально-культурных. Их эффективность неизмеримо возрастает, если досуговая деятельность лиц с ограниченными возможностями:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие материалы:

Содержание и формы работы социальных учреждений органов по делам молодежи
Содержание деятельности социальных учреждений органов по делам молодежи представляет собой систему последователь­ного проведения инновационных технологий и форм работы, направленных на создание условий для развития личности молодого челов ...

Если ваш муж оставляет жену
Если все обстоит наоборот и муж расторгает брак, женщине будет еще больнее. Когда муж говорит жене, что хочет развода, она испытывает никогда так сильно не ощущавшееся чувство отверженности. Не имеет значения, насколько он пытается смягчи ...

Социальная мобильность
Совокупность социальных перемещений людей в обществе, т.е. изменение их статуса, называется социальной мобильностью. Социальная мобильность бывает 4 видов: 1. Межпоколенная (межгенерационная. Она предполагает, что дети достигают более вы ...