Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание
Страница 5

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание

В соответствии со статьей .8 данного законодательного акта культурная деятельность является неотъемлемым правом каждого гражданина, независимо от национального и социального происхождения, языка, политических и религиозных учреждений, места жительства, имущественного положения, образования, профессии и др. обстоятельств. Согласно статье 12 пожилые люди, как и все граждане, имеют право на приобщение к культурным ценностям, на доступ к государственным библиотечным, музейным, архивным фондам и др.

Открыты для доступа граждан пожилого возраста в соответствии со ст.35 федерального закона «О музейном фонде РФ и музеях в Российской Федерации» музейные предметы и музейные коллекции.

Весомое место в осуществлении досуговой деятельности пожилых людей имеет федеральный закон « Об основах туристической деятельности в Российской Федерации». Пожилые люди, как и все граждане Российской Федерации, при реализации права на отдых и свободу передвижения могут путешествовать в оздоровительных, познавательных, профессиональных, спортивных, религиозных или иных целях.

Лицам старшего возраста, согласно Федеральному закону «О библиотечном деле», доступны фонды библиотек, что позволяет им приобщаться к ценностям национальной и мировой культуры, иметь нужную инфор-МаЦию. В арсенале норм данного закона есть наиболее важная для социальной поддержки пожилых людей ст.8. Она установила существенную привилегию для пожилых людей: «Пользователи библиотек, которые не могут посещать библиотеку в силу преклонного возраста и физических недостатков, имеют право получать документы из фондов общедоступных библиотек через заочные или нестационарные формы обслуживания, обеспечиваемые финансированием за счет средств соответствующих бюджетов и средств федеральных программ».

Как подчеркивается в целом ряде законодательных актов, принципиально важно отказаться от бытующих в теории и практике взглядов и утверждений о якобы консерватизме, однозначности и структурной незыблемости реабилитационных процессов. Нынешние социальные условия жизни большинства инвалидов и пожилых людей, практика многочисленных социально-культурных центров и учреждений убедительно свидетельствуют о несостоятельности подобных стереотипов. Они дают основания говорить о социально-культурной реабилитации как процессе далеко не однородном, максимально динамичном, гибком и подвижном по своему содержанию и технологиям.

Принципы и подходы

Накопленный опыт социально-культурной реабилитации и поддержки лиц с ограниченными возможностями позволяет сформулировать целый ряд существенных общих и частных принципов, которых придерживаются в своей деятельности специалисты, занятые в этой сфере: медики, психологи, социальные работники, специалисты социально-культурной сферы.

К общим, универсальным принципам относится прежде всего принцип системного подхода к социально-культурной реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста. Он предполагает всестороннюю проработку решений и предпринимаемых действий, анализ возможных альтернатив, координацию усилий специалистов различного профиля, оценку возможных последствий осуществляемых культурно-терапевтических, реабилитационных технологий. В соответствии с принципом системности каждая из таких технологий должна обладать всеми признаками системы: логикой процесса реабилитации, взаимосвязью составляющих его элементов, целостностью.

Другим общим принципом является принцип средового подхода. Он предполагает создание педагогически организованной среды для лиц пожилого возраста и инвалидов, которая служила бы местом отдыха и общения с предметами искусства, сверстниками и интересными людьми, проведения занятий и репетиций, личных наблюдений и исследований, творческих встреч и экскурсий.

Содержание социально-культурной реабилитации людей с ограниченными возможностями во многом базируется на организации для пожилого человека или инвалида благоприятных в духовном отношении референтных сред их досуга и общения.

Эго прежде всего среды его межличностного общения и досуга в семье, в кругу ближайших родственников, друзей, соседей, в производственном, учебном или досуговом коллективе. Это и среды его внелично-стного общения со СМИ, с книгой, искусством, природой, животными и т.д. Преодолению физических и социальных ограничений, дефицита духовного и эстетического развития пожилых людей и инвалидов помогает создание специально организованных эстетических, экологических, ва-леологических и других референтных сред, основанных на сочетании работы многопрофильных творческих мастерских и студий с экспозициями современного искусства или интерактивными лабораториями.

Создание и многократное использование притягательных досуговых средств и ситуаций, ориентированных на потребности этих людей в познавательной, игровой и творческой деятельности, объективно требуют применения в практике социальной реабилитации не только традиционных медико-социальных, ее диально-психологических или педагогических методик, но и метода1 социально-культурных. Их эффективность неизмеримо возрастает, если досуговая деятельность лиц с ограниченными возможностями:

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9 10


Другие материалы:

Виды учебной деятельности
В течение 1-2 недель обращайте особое внимание на объекты (здания, офисы, помещения учреждений культуры, спортивные сооружения и т.д.), которые вы посещаете; улицы, которые вы пересекаете; виды досуга и творчества, которыми вы занимаетесь ...

Приложения
Приложение А Программа исследования Обоснование темы исследования. Проблемой данного исследования является изучение пенитенциарной работы и ее компетенции в местах лишения свободы; поиск новых гуманистических принципов и методов социаль ...

Молодая семья понятие, структура, трудности. Определение термина «семья», её специфика
Семья – это основанная на браке и / или кровном родстве малая группа, члены которой объединены совместным проживанием и ведением домашнего хозяйства, эмоциональной связью, взаимными обязанностями по отношению друг к другу. Семьей также н ...