Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание
Страница 9

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание

Данная ситуация ставит перед российским обществом проблемы экономического, социально-культурного, психологического, педагогического, нравственного, социологического плана. Она вызывает беспокойство и заставляет задумываться над тем, какие меры необходимо предпринять в области социально-культурной политики, что следует сделать в России для увеличения продолжительности жизни людей после наступления пенсионного возраста и повышения ее качества.

Своеобразие современного положения пожилых россиян заключается в том, что объективный социальный риск, связанный с наступлением старости, возрос в условиях переходной экономики.

Отсюда особую значимость и актуальность приобретают вопросы повышения адаптации, социальной защищенности пожилого населения в существующих социально-экономических условиях.

В контексте оценки здоровья пожилых и престарелых людей термин «нарушение» означает любую потерю или аномалию психологической, физиологической или анатомической структуры или функции конкретного человека. Отметим, что использование термина «нарушение» вместо, например, термина «расстройство», более корректно, поскольку к нарушению относятся и потери анатомического свойства (утрата руки, ноги и т.д.), которые никак нельзя связать с расстройством.

Нарушение представляет собой отключение от нормы в биомедицинском состоянии пожилого и престарелого человека. Определение у него характеристик нарушения могут дать только врачи-специалисты. Только они могут сделать заключение об отклонениях в выполнении физических и умственных функций человека, сопоставляя их с общепринятыми стандартами.

Потери или отклонения от нормы могут быть временными или постоянными. Существенна констатация на определенный момент времени наличия или появления в организме какой-либо аномалии, дефекта или потери конечности, органа, ткани или других частей тела, дефекта в функционировании системы или механизма тела включая систему умственной деятельности.

Рассматривая пожилых людей в качестве хранителей и активных субъектов передачи своего социально-культурного опыта и традиций, необходимо принимать во внимание и учитывать ряд физиологических и психологических особенностей этого возраста.

По статистике, каждый третий человек после шестидесяти лет сталкивается с атеросклерозом сосудов головного мозга, нарастанием атеросклеротических изменений психики, что, как известно, включает в себя и нарушения памяти.

Ограничение жизнедеятельности у людей «третьего возраста», представляющее собой отклонение от нормы, одновременно может квалифицироваться и как любое ограничение или отсутствие (в результате нарушения) способности осуществлять социальную, культурную, научную и другую аналогичную деятельность, так как это считается нормальным, привычным для человека данного возраста. Основным критерием для измерения масштабов нарушения здесь может служить степень проявления ограничения жизнедеятельности.

Нарастание атеросклеротических изменений психики сопровождается прогрессирующим нарушением памяти у пожилых людей. Забываются текущие события: срабатывает так называемый закон Рибо, согласно которому то, что запоминается позже, сотрется раньше, воспоминания детства и юности, события, происшедшие много лет назад, остаются яркими и насыщенными, а факты и дела, имевшие место накануне или даже сегодня утром, неумолимо блекнут, пока не исчезнут из памяти вовсе.

К частым расстройствам при атеросклерозе у пожилых относятся слабоумие, повышенная сентиментальность либо гипертрофированные мнительность и обидчивость. Нередко пожилой женщине трудно удержать слезы жалости к героине душещипательной «мыльной оперы» или трогательного умиления при виде доверчивого ребенка, симпатичной кошечки. Многим знакома преувеличенная реакция стариков на каждую мелочь, когда припоминаются застарелые обиды, а общение с близкими превращается в бесконечную череду взаимных упреков.

Именно в «третьем возрасте» у людей усиливаются, искажаются присущие им индивидуальные особенности: экономный человек становится скрягой, осторожный - подозрительным, консерватор - брюзгой, тонко чувствующий - капризным.

Здесь следует упомянуть об этических аспектах проблемы оценки степени жизнедеятельности лиц «третьего возраста». Так, например, анализ религиозной ситуации в России позволяет сделать вывод, что религия для этих людей выполняет прежде всего компенсаторную функцию. Важное значение здесь приобретает психологический аспект - снятие стресса, утешение, катарсис, медитация, духовное наслаждение и др.

Особо активизируются коммуникативная и регулятивная функции, поскольку общение людей, как известно, происходит как в нерелигиозной, так и в религиозной среде с помощью определенных идей, ценностей, установок, мнений, традиций; обычно большое значение имеет система норм - религиозного права, морали.

Сегодня социально-культурные интересы и потребности людей старших возрастов концентрируются на необходимости получения индивидуальных услуг высокого качества в различных сферах. Основой организации как медицинского и социального, так и культурного обслуживания и образования пожилого населения являются стандарты, заложенные в концептуальных документах ООН и российском законодательстве.

Страницы: 4 5 6 7 8 9 10 11 12 13 14


Другие материалы:

Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ...

Социально-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей в условиях школы-интерната. Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-
Исследование проблем социализации детей младшего школьного возраста было проведено в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 4 г. Макеевки Донецкой области. В нем участвовали дети 7-8 лет, ученики 2 класса. Выборка состояла и ...

Интерпретация результатов
В результате исследования мы пришли к следующим выводам: Таблица 1.2. Сводная таблица данных Период пребывания Ф.И.О. Социальная адаптированность Социальная автономность Социальная активность Приверженность к гуманист ...