Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание
Страница 7

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание

Эксперты Всемирной организации здравоохранения напоминают о необходимости выражаться крайне осторожно в тех случаях, когда применяется понятие ограничения жизнедеятельности. Если о пожилом человеке говорят: «У него имеется снижение способности к обучению», то тем самым демонстрируются нейтральность и такт по отношению к интерпретации имеющихся возможностей данной личности. Но категорично заявить, что кто-то является «лицом с ограниченной жизнедеятельностью», даже если эта характеристика адекватна реальному состоянию личности, - значит наклеить на человека ярлык, отказывая ему в праве заниматься какой-либо деятельностью в привычных для него условиях, манере, темпах и т. д.

Корректное использование терминологии является одной из норм профессиональной этики специалистов, работающих в среде пожилых. Это требование актуально как для осуществления гуманитарных программ, так и для подготовки дипломированных менеджеров, педагогов-психологов, технологов в области социально-культурной реабилитации.

В результате лица «третьего возраста» и инвалиды, полностью или частично утратившие свою способность к реализации жизненных функций, в обиходе получают неадекватные характеристики, что негативно отражается на их весьма неопределенном социальном статусе. Социальные работники, например, пользуются широко распространенным термином «инвалиды», в то время как в семейной среде говорят о снижении у одного из ее членов способности говорить, видеть, слышать, ходить и т.д. Медики, занимаясь пожилыми пациентами, более склонны рассматривать причины и следствия нарушений и ограничений их жизнедеятельности.

В любом случае основной целью социально-культурной реабилитации всегда было и остается формирование у инвалидов и пожилых людей стремления к самодостаточному, независимому и здоровому образу жизни, соответствующему исконно российской духовной традиции и принципам этики.

Особенности социально-культурной реабилитации и поддержки инвалидов

В соответствии с Федеральным законом «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» реабилитация инвалидов предусматривает систему медицинских, психологических, педагогических, социально-экономических и социально-культурных мероприятий, направленных на устранение или возможно более полную компенсацию ограничений жизнедеятельности, вызванных нарушением здоровья со стойким расстройством функций организма. Целью реабилитации являются восстановление социального и культурного статуса инвалида, достижение им материальной независимости и его социальная адаптация, а в содержание реабилитации входят:

- медицинская реабилитация, которая состоит из восстановительной терапии, реконструктивной хирургии; протезирования и ортезирования;

- профессиональная реабилитация, которая включает профессиональную ориентацию, профессиональное образование, профессионально-производственную адаптацию и трудоустройство;

- социальная реабилитация, которая состоит из социально-средовой ориентации и социально-бытовой адаптации. Основу разработки и реализации технологий социально-культурной

реабилитации инвалидов на территории каждого субъекта РФ составляет не только необходимое нормативно-правовое поле, но и комплекс теоретических положений и практических рекомендаций, содержащихся в одобренной Министерством культуры РФ (январь 1995 года) Концепции государственной социокультурной политики в отношении инвалидов в Российской Федерации. Существует целый ряд других документов, закрепляющих и регулирующих процесс становления практически новой для страны инфраструктуры учреждений и организаций, призванных взять на себя осуществление социально-культурной реабилитации инвалидов с помощью как общих педагогических, так и специализированных технологий.

В соответствии с законодательством в стране создана государственная служба социальной защиты лиц с ограниченными возможностями. Вся деятельность социальных учреждений в этом направлении осуществляется на основе разработки и реализации индивидуальных программ реабилитации (ИПР) для отдельных категорий инвалидов.

Реабилитация должна обеспечивать восстановление или уменьшение ограничений у инвалида, приводящих к социальному ущербу его самого, семьи и общества. При этом важное значение имеет целостный подход к личности инвалида, учитывающий все его проблемы, индивидуальные потребности, надежды и интересы, социальный фон. Инвалид из объекта превращается в полноправного субъекта, стоящего в центре процесса реабилитации и активно участвующего в нем.

При рассмотрении процесса социально-культурной реабилитации и поддержки детей и взрослых с ограниченными возможностями следует иметь в виду, что инвалид, как любой человек в обществе, является частью его культурной системы, понимаемой широко: как быт и нравы, семейный уклад, этика производственных отношений, досуг и традиции, приверженность определенным видам искусства и формы праздничного общения.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8 9 10 11 12


Другие материалы:

Конфликт по поводу жизненных средств или конфликт потребностей
Современная ситуация в мире выдвигает проблему ресурсов или жизненных потребностей на одно из первых мест. Конфликты по поводу потребностей могут быть подразделены на два типа: во-первых, конфликт из-за реальной или кажущейся ограниченно ...

Происхождение конфликтов
Источником обострения конфликтов между большими группами является накопление неудовлетворенности существующим положением дел, возрастанием притязаний, радикальное изменение самосознания и социального самочувствия. Как правило, сначала про ...

Усыновление. Опека / попечительство
"Детские беды, в том-то и вся сложность, не подзарплатная забота, это не технические, не индустриальные проблемы, где на каждый вложенный рубль мы можем требовать результативной отдачи и совершенства, тут требуются от всего нашего об ...