Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание
Страница 3

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Социально-культурная реабилитация. Понятийный аппарат и содержание

Следуя логике концептуального подхода к этой сфере общественной практики социально-культурной деятельности, обладающей огромным, не востребованным до конца воспитательным потенциалом, процесс социально-культурной реабилитации предстаёт перед нами в нескольких значениях.

Во-первых, это обширная область профессиональной деятельности, располагающая собственной интенсивно развивающейся многосубъектной инфраструктурой, широким диапазоном востребованных здесь профессиональных умений и навыков и объединяющая специалистов медико-социального, психологического и культурологического профиля. Реабилитационная деятельность требует от них обязательного наличия определенных знаний, потребностей и интересов, норм и правил поведения, умений и навыков, а главное, формирования у них убежденности и устойчивой привычки к систематической деятельности в достаточно сложной социальной среде.

Во-вторых, это крупная самостоятельная отрасль научного знания, которая затрагивает многие области культуры, образования, творчества, досуга, спорта и складывается на стыке психологии и медицины, педагогики и культурологии, этики, искусствоведения и других научных дисциплин.

В-третьих, это совокупность различных по назначению и показаниям социально-культурных реабилитационных методов и технологий, многие из которых практически еще только подлежат освоению учреждениями социальной защиты, культуры, образования, искусства, досуга, спорта.

В стране функционирует разветвленная инфраструктура учреждений и организаций, предназначенная для социальной, и в частности социально-культурной, реабилитации людей с нарушениями и ограничениями жизнедеятельности и социальной недостаточностью. Она включает в себя службы социальной защиты и социального обеспечения, входящие в систему муниципальных органов власти, центры социального обслуживания и социальной, в том числе экстренной психологической, помощи, реабилитационные центры, центры восстановительного лечения и творчества, специализированные учреждения интернатного типа - интернаты и пансионаты, детские дома и специализированные школы; советы ветеранов и общественные объединения и организации инвалидов (общества инвалидов, ВОС, ВОГ и другие); общественные фонды и ассоциации социальной поддержки; клубы, Дома культуры и библиотеки, литературно-музыкальные, туристские, спортивные и другие объединения по интересам.

Таким образом, государственная система социальной защиты и реабилитации инвалидов и лиц пожилого возраста предусматривает совместную деятельность органов государственной власти, независимо от ведомственной принадлежности, органов местного самоуправления и учреждений различного уровня по реализации мероприятий в области медицинской, психологической, профессиональной и социальной, в том числе социально-культурной, реабилитации. Одним из наиболее эффективно действующих механизмов этой системы следует считать разработку и проведение в жизнь на федеральном, региональном и местном уровнях пакетов социальных проектов и программ, в том числе индивидуальных программ, социально-культурной реабилитации для отдельных категорий инвалидов, пожилых и престарелых граждан.

Содержание социально-культурной реабилитации составляет целый ряд компонентов, имеющих важное значение для преодоления социальной недостаточности инвалидов и людей пожилого возраста.

Информационно-познавательную, просветительную составляющую характеризует приобретение лицами с ограниченными возможностями знаний и понятий о реальных явлениях окружающего их мира, осознание ими необходимости непрерывной связи со своим непосредственным окружением, использование знаний в практической деятельности с целью переустройства своего образа жизни. Одновременно это означает и устранение недостатков как существующего отношения общества к инвалидам и лицам пожилого возраста, так и их отношения к обществу, изменение нравов, политики, быта, менталитета в сфере межличностных и социальных отношений.

Досуговая и творческая составляющая связана с организацией досуга для удовлетворения духовных и физических потребностей лиц, обладающих социальной недостаточностью, обеспечением их книгами, журналами, газетами, специальными телевизионными и радиопередачами, играми; содействия в организации оздоровительных мероприятий, занятий физкультурой и спортом, посещении театров, выставок, различных культурно-просветительных, спортивных и иных мероприятий.

В зависимости от индивидуальных возможностей целесообразно создать все необходимые условия для творческой самореализации и самоутверждения лиц пожилого возраста, слепых и слабовидящих, глухих и слабослышащих, людей с нарушениями опорно-двигательного аппарата, амнестико-интеллектуальными нарушениями, детей и взрослых с выраженным и полным физическим бессилием.

Коррекционная составляющая предполагает полное или частичное устранение или компенсацию с помощью социально-культурных занятий ограничений жизнедеятельности и развития личности, преодоление возможных педагогических, воспитательных упущений.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Необходимость государственной молодежной политики. Социальная работа с молодежью в школе
Составители Доклада о положении молодежи приходят к выводу, что уменьшение числа населения, низкий уровень рождаемости наряду со значительным ухудшением состояния здоровья молодежи приводят к ухудшению генофонда нации, что, в свою очередь ...

Социально-педагогический потенциал сюжетно-ролевой игры как средства социализации детей в условиях школы-интерната. Диагностика уровня социальной адаптации детей младшего школьного возраста в школе-
Исследование проблем социализации детей младшего школьного возраста было проведено в рамках волонтерской деятельности в школе-интернате № 4 г. Макеевки Донецкой области. В нем участвовали дети 7-8 лет, ученики 2 класса. Выборка состояла и ...

[12] Федеральный закон от 29.12.2006 № 255-ФЗ (ред. от 24.07.2009) "Об обязательном социальном страховании на случай временной нетрудоспособности и в связи с материнством".
[13] О дополнительных мерах государственной поддержки семей имеющих детей от 27 декабря 2006 г. №256-ФЗ (в ред. от 25.12.2008) . ...