Институт семьи и социализация индивида
Страница 3

Викарное научение связано с усвоением социального опыта за счет наблюдения научения других.[29]

Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. Структурная деформация семьи есть не что иное, как нарушение ее структурной целостности, что в настоящее время связывается с отсутствием одного из родителей (когда-то ранее о такой деформации говорили и при отсутствии в семье бабушек и дедушек). Психологическая деформация семьи связана с нарушением системы межличностных отношений в ней, а также с принятием и реализацией в семье системы негативных ценностей, асоциальных установок и т.п.

Существует достаточно много исследований, описывающих влияние фактора неполной семьи на личность ребенка. Так установлено, что мальчики гораздо острее девочек воспринимают отсутствие отца. В таких семьях мальчики более беспокойны, более агрессивны и задиристы. чем дети, у которых были отцы (П. Массен, Дж. Конджер и др.). При изучении детей старшего возраста выяснилось, что поведение мальчиков, чье детство прошло без отцов, оказалось менее мужественным в сравнении с теми, у кого были отцы. С другой стороны оказалось, что поведение и личностные особенности девочек, выросших только с матерями, мало чем отличается от поведения тех, кто жил в полной семье. Но в интеллектуальной деятельности обнаруживается разница. [30]

Долгое время считалось, что структурная деформация семьи является важнейшим фактором, ответственным за нарушение личностного развития ребенка. Это подтверждалось и статистическими данными (как зарубежными, так и отечественными), из которых следовало, что выборки подростков просоциальной и асоциальной, в том числе и криминальной направленности существенно отличаются между собой по критерию "полная-неполная семья".

В настоящее время все большее внимание уделяется фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что психологическая деформация семьи, нарушение системы межличностных отношений и ценностей в ней оказывают мощнейшее влияние на негативное развитие личности ребенка, подростка, приводя к различным личностным деформациям — от социального инфантилизма до асоциального и делинквентного ( криминального) поведения.

Дисгармоничное развитие некоторых черт характера ребенка может быть обусловлено особенностями семейных взаимоотношений. Конфликтные семейные отношения нередко приводят к развитию у детей патохарактерологических реакций, неврозов, формированию психопатических черт.

В этом плане можно выделить (А. Е. Личко) несколько типов неправильного воспитания:

- гипопротекция — недостаток опеки и контроля, истинного интереса к делам, волнениям и увлечениям ребёнка, подростка;

- доминирующая гиперпротекция — чрезмерная опека и мелочный контроль. Не приучает к самостоятельности и подавляет чувство ответственности и долга;

- потворствующая гиперпротекция — недостаток надзора и некритическое отношение к нарушениям поведения у детей и подростков;

- воспитание “в культе болезни” — болезнь ребенка, даже незначительное недомогание предоставляет ему особые права и ставит его в центр внимания семьи, в результате чего культивируется эгоцентризм;

- эмоциональное отвержение — ребенок ощущает, что им тяготятся;

- условия жестких взаимоотношений — срывание зла на подростке и душевная жестокость;

- условия повышенной эмоциональной ответственности — на ребенка возлагаются недетские заботы и завышенные ожидания;

- противоречивое воспитание — несовместимые воспитательные подходы различных членов семьи. [31]

Отношение к семье в ходе взросления меняется. В процессе социализации группа ровесников в значительной степени замещает родителей (“обесценивание” родителей — по выражению X. Ремшмидта). Перенос центра социализации из семьи в группу ровесников приводит к ослаблению эмоциональных связей с родителями. Необходимо заметить, что замечания относительно “обесценивания” родителей в подростковом и юношеском возрасте являются очень распространенными. Например, для подросткового возраста описана специальная поведенческая особенность “реакция эмансипации”. Все это верно как общее направление возрастного развития личности. Однако гиперболизация идеи о “замещении родителей” группой сверстников мало соответствует, по мнению А. Реан, реальной психологической картине.[32]

Имеются данные, что хотя родители как центр ориентации и идентификации отступают в этом возрасте на второй план, это относится лишь к определенным областям жизни. Для большинства молодых людей родители, и особенно мать, остаются главными эмоционально близкими лицами.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Итоги вооружённого конфликта
Вооруженная акция против Южной Осетии, в которую грузинская сторона вложила значительную часть накопленного ею за последние годы военного потенциала, стала, пожалуй, самым быстротечным региональным вооруженным конфликтом на постсоветском ...

Основная часть
Относительно других республик Северного Кавказа Кабардино-Балкария производит впечатление республики с довольно низким уровнем конфликтности. Однако в рамках данного территориального образования имели место серьезные попытки дестабилизаци ...

Нормативно-правовой ресурс
Сущность понятия нормативно-правового поля, или правового пространства, состоит в наличии совокупности действующих нормативных и правовых документов, охраняющих, закрепляющих и регулирующих права граждан на участие в процессах социально-к ...