Институт семьи и социализация индивидаСтраница 4
Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности — отец, подруга или друг. [33]
В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?” — и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию.[34] К сожалению, ценность семьи как социального института, ответственного за то, как проходит первичная социализация индивида, долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание личности пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками для общества.
Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен сегодня для адекватной потребности в семье и семейных ролях.
В современной семье нередко наблюдается отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение. Формами такой деятельности могут быть различные виды физической активности детей и родителей, других членов семьи, способствующие укреплению здоровья, формирующие привычку к здоровому образу жизни.
Современная семья нуждается в поддержке государства, общества для того чтобы выполнять одну из основных своих функций - социализации подрастающего поколения.
Таким образом,
семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что нарушение системы межличностных отношений и ценностей в семье оказывает огромное влияние на негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным деформациям, к проявлениям различного рода девиаций.
Другие материалы:
Полицейское право
«Народ, имеющий наилучшие школы, является первым народом или вскоре сделается таковым». В этом изречении, принадлежащем известному французскому писателю, Жюлю Симону, выступает характерное признание того огромного значения, какое имеет на ...
Оценка качества общественного здоровья
Проблемы качества здоровья населения различных стран постоянно находятся в центре внимания ученых и политиков во всем мире. Во Всеобщей декларации прав человека, принятой Организацией Объединенных Наций в 1948 г., было записано, что «кажд ...
Необходимость реформы пенсионного обеспечения в России
Ныне действующая пенсионная система сложилась еще во времена существования советской системы, когда государство являлось единственным собственником и регулятором практически всех отношений в гражданской и хозяйственной сферах.
Каковы же ...