Институт семьи и социализация индивида
Страница 4

Так, в одном исследовании немецких ученых было показано, что в проблемных ситуациях наиболее эмоционально близким, доверенным лицом для подростка прежде всего служит мать, а затем, в зависимости от ситуации в разной последовательности — отец, подруга или друг. [33]

В другом исследовании, выполненном на отечественной выборке, старшеклассники ранжировали, с кем они предпочли бы проводить свое свободное время — с родителями, с друзьями, в компании сверстников своего пола, в смешанной компании и т. д. Родители оказались у юношей на последнем (шестом) месте, у девушек — на четвертом месте. Однако, отвечая на вопрос, “С кем бы ты стал советоваться в сложной житейской ситуации?” — и те, и другие поставили на первое место мать. На втором месте у мальчиков оказался отец, у девочек — друг, подруга. Иначе говоря, как заметил по поводу этих результатов психолог И. С. Кон, с друзьями приятно развлекаться, но в трудную минуту лучше обратиться к маме. Последние данные, полученные на выборках современных подростков, юношей и девушек подтверждают эту тенденцию.[34] К сожалению, ценность семьи как социального института, ответственного за то, как проходит первичная социализация индивида, долгое время недостаточно учитывалась. Более того, ответственность за воспитание личности пытались в определенной степени снять с семьи, переложив на школу, трудовой коллектив, общественные организации. Принижение роли семьи принесло большие потери, в основном нравственного порядка, которые впоследствии обернулись крупными издержками для общества.

Семейная социализация ребенка имеет решающее значение для становления семейных потребностей. Общий семейный климат прямо влияет на восприятие детьми семейных ролей и на желание обзавестись в будущем своей семьей. Этот климат в значительной мере неблагоприятен сегодня для адекватной потребности в семье и семейных ролях.

В современной семье нередко наблюдается отсутствие совместной деятельности родителей и детей, которая непосредственно цементирует семейное единение. Формами такой деятельности могут быть различные виды физической активности детей и родителей, других членов семьи, способствующие укреплению здоровья, формирующие привычку к здоровому образу жизни.

Современная семья нуждается в поддержке государства, общества для того чтобы выполнять одну из основных своих функций - социализации подрастающего поколения.

Таким образом,

семья является важнейшим институтом социализации личности. Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. Любая деформация семьи приводит к негативным последствиям в развитии личности ребенка. Можно выделить два типа деформации семьи: структурную и психологическую. В настоящее время все большее внимание уделяется именно фактору психологической деформации семьи. Многочисленные исследования убедительно свидетельствуют, что нарушение системы межличностных отношений и ценностей в семье оказывает огромное влияние на негативное развитие личности подростка, приводя к различным личностным деформациям, к проявлениям различного рода девиаций.

Страницы: 1 2 3 4 


Другие материалы:

Теоретические основы компьютерной грамотности. Сущность понятия «компьютерная грамотность»
Понятие компьютерной грамотности формировалось вместе с введением в школу предмета ОИВТ и сразу встало в ряд новых понятий школьной дидактики. Попытка сформулировать требования к компьютерной грамотности учащихся сделана уже в пояснительн ...

Материально-технический ресурс
Под содержанием материально-технического ресурса социокультурной деятельности подразумевается совокупность орудий труда, предметов и оборудования, имеющих материальную природу и необходимых для производства, распространения и освоения кул ...

Вывод
Все люди неодинаковы, и, как всем известно, отношение к любви у всех различное. Одни понимают любовь как половую близость, другие - как духовную близость с дорогим человеком, другом. Многие ставят на первое место личные потребности и стре ...