Институт семьи и социализация индивидаСтраница 1
Среди «главных» социальных институтов особое место занимает институт семьи. Это исторически первый социальный институт любого общества. Семья является социальным институтом особого, интегративного характера, в котором находят свое отражение все сферы и отношения общества.
Существует множество определений семьи. Одним из самых распространённых является определение А.Г. Харчева: «семья - это основанное на браке, кровном родстве или усыновлении объединение людей, связанное общностью быта и взаимной ответственностью.» [19]
Первоначальную основу семейных отношений составляет брак.
«Брак- это исторически меняющаяся форма отношений между мужчиной и женщиной, посредством которой общество упорядочивает и санкционирует их половую жизнь и устанавливает их супружеские права и обязанности.»[20] Однако семья представляет собой более сложную систему отношений, чем брак, так как объединяет не только супругов, их детей, но и других родственников. Семья это общность людей, основанная на отношениях супружества - родительства - родства.
Семья - основной носитель культурных образцов, наследуемых из поколения в поколение, а также необходимое условие социализации личности. Именно в семье человек обучается социальным ролям, получает основы образования, навыки поведения. Cемья является основой всех социальных институтов.
Выделяют два типа семьи в зависимости от её структуры:
1) нуклеарная семья состоит из родителей и детей, которые от них зависят;
2) расширенная семья включает нуклеарную семью и многих родственников, например дедушку и бабушку, внуков, дядю, тетю, двоюродных братьев и сестер. [21]
В настоящее время преобладают нуклеарные семьи.
Семья как любой социальный институт выполняет определенные функции. Эти функции следующие:
- воспроизводства населения (физическое и духовно-нравственное воспроизводство человека в семье); - воспитательная функция – социализация молодого поколения, поддержания культурного воспроизводства общества;
- хозяйственно-бытовая функция – поддержание физического здоровья членов общества, уход за детьми и престарелыми членами семьи; - экономическая – получение материальных средств одних членов семьи для других, экономическая поддержка несовершеннолетних и нетрудоспособных членов общества;
- духовного общения – развитие личностей членов семьи, духовное взаимообогащение;
- социально-статусная – предоставление определенного статуса членам семьи, воспроизводство социальной структуры;
- досуговая – организация рационального досуга, взаимообогащение интересов;
- эмоциональная – получение психологической защиты, эмоциональной поддержки, эмоциональная стабилизация индивидов и их психологическая терапия;
- сфера первичного социального контроля – моральная регламентация поведения членов семьи в различных сферах жизнедеятельности, а также регламентация ответственности и обязательств в отношениях между супругами, родителями и детьми представителями старшего и среднего поколений.[22]
Одной из важнейших функций семьи является воспитательная функция, или функция социализации индивида.
Процесс социализации традиционно является объектом пристального внимания зарубежных и отечественных исследователей.
Понятие социализации впервые было разработано в конце 40-х - начале 50-х годов в трудах американских социальных психологов А. Парка, Д. Доллэрда, Дж. Кольмана, А. Бандуры, В. Уолтерса и др.
В дальнейшем, в конце 60-х - начале 70-х годов острый интерес к этой проблеме проявили и другие западные ученые, представители практически всех школ и течений современной социологии и социальной психологии США - неофрейдисты, представители бихевиоризма, необихевиоризма, теории когнитивного диссонанса, символического интеракционизма.
Интерес к проблеме социализации в нашей стране возник несколько позже, чем за рубежом; первые отечественные работы датируются второй половиной 60-х годов.
Социализация определялась как «процесс овладения человеком социальным и социально-психологическими нормами, правилами, функциями, ценностями, общественным опытом в целом.»[23]
Значительно позднее в определение понятия "социализация" были внесены существенные поправки, указывающие на то обстоятельство, что нельзя этот процесс рассматривать односторонне, только как усвоение индивидом социальных норм и ценностей; социализация должна рассматриваться как двусторонний процесс, включающий активное воспроизводство индивидом общественных отношений.
Другие материалы:
Приложения
Приложение № 1
Востребованность в профессиях и уровне образования в среднем по стране
Чтобы лучше разобраться в востребованности профессий и уровне образования в России, я приведу примеры в таблице и диаграмме. В них показано, как обсто ...
Выявление уровня социализированности воспитанников детского дома с
различным периодом пребывания
Для определения уровня социализированности воспитанников детского дома используется «Методика для изучения социализированности личности воспитанника» (разработана М.И. Рожковым).
Цель: выявить уровень социализированности воспитанников де ...
Социально незащищенные группы населения Украины
К социально незащищенным слоям населения относятся:
- престарелые граждане (лица, достигшие 70 лет);
- инвалиды;
- пенсионеры;
- ветераны;
- воины-интернационалисты;
- дети;
- учащиеся общеобразовательных учреждений;
- студенты;
...