Институт семьи и социализация индивида
Страница 2

Так, Г. М. Андреева дает следующее определение: "Социализация - это двусторонний процесс, включающий в себя, с одной стороны, усвоение индивидом социального опыта путем вхождения в социальную среду, систему социальных связей, с другой стороны, процесс активного воспроизводства системы социальных связей индивидом за счет его активной деятельности, активного включения в социальную среду".[24] Таким образом, социализация предполагает включение в систему общественных отношений и самостоятельное воспроизводство этих отношений.

Социализацию нельзя сводить к понятию воспитания.

Можно выделить следующие особенности процесса социализации, позволяющие отличить его от воспитания: - Относительная стихийность, неорганизованность этого процесса, заключающаяся в далеко не всегда предусмотренном целенаправленном влиянии среды, которое трудно учитывать и непросто регулировать,

- Непреднамеренное, непроизвольное усвоение социальных норм и ценностей, которое при социализации происходит в результате активной деятельности и общения индивида, его взаимодействия со своим ближайшим окружением.

- Возрастающая по мере взросления самостоятельность индивида в отношении выбора социальных ценностей и ориентиров, предпочитаемой среды общения, которая приобретает роль референтной группы и оказывает решающее значение в процессе социализации.[25]

Хотя социализация и имеет некоторые особенности по сравнению с воспитанием, тем не менее, не противопоставляется ему. Целенаправленное воспитание в идеале предполагает полное управление процессом социализации, которое как раз и направлено на создание воспитывающей среды.

Социализация включает в себя:

- усвоение индивидом системы духовных, психических и физических идеалов;

- формирование духовных, психических и физических ценностей, основанных на этих идеалах;

- формирование духовных, психических и физических потребностей, основанных на этих идеалах и ценностях;

- формирование отношений индивида к социальной и физической среде;

- формирование принципов, мотивов, стратегий, планов, программ поведения индивида, соответствующих указанным усвоенным и сформированным идеалам, ценностям, потребностям, отношениям.[26]

Выделяются два уровня социализации: первичный и вторичный. На каждом из этих уровней действуют различные агенты и институты социализации. Агенты социализации – это конкретные люди, ответственные за передачу культурного опыта. Институты социализации – это учреждения, которые влияют на процесс социализации и направляют их.

Первичная социализация происходит в сфере межличностных отношений в малых группах. В качестве первичных агентов социализации выступает ближайшее окружение индивида: родители, близкие и дальние родственники, друзья семьи, сверстники, врачи, тренеры и т.д. Эти люди, общаясь с индивидом, оказывают влияние на формирование его личности.

Вторичная социализация происходит на уровне больших социальных групп и институтов. Вторичные агенты – это формальные организации, официальные учреждения: представители администрации школы, армии, государства и т.д. [27]

Процесс социализации проходит несколько этапов, совпадающих с жизненными циклами человека, и достигает определенной степени завершенности при достижении личностью социальной зрелости. Однако в этом процессе возможны неудачи. Проявлением недостатков социализации является отклоняющее (девиантное) поведение. Этим термином чаще всего обозначают различные формы негативного поведения, сферу нравственных пороков, отступления от принципов, норм морали и права. [28] Семья является важнейшим институтом социализации личности. Именно в семье человек получает первый опыт социального взаимодействия. На протяжении какого-то времени семья вообще является для ребенка единственным местом получения такого опыта. Затем в жизнь человека включаются такие социальные институты, как детский сад, школа, улица. Однако и в это время семья остается одним из важнейших, а иногда и наиболее важным, факторов социализации личности. Семью можно рассматривать в качестве модели и формы базового жизненного тренинга личности.

Социализация в семье происходит как в результате целенаправленного процесса воспитания, так и по механизму социального научения. В свою очередь сам процесс социального научения также идет по двум основным направлениям. С одной стороны приобретение социального опыта идет в процессе непосредственного взаимодействия ребенка с родителями, братьями и сестрами, а с другой — социализация осуществляется за счет наблюдения особенностей социального взаимодействия других членов семьи между собой. Кроме того, социализация в семье может осуществляться также посредством особенного механизма социального научения, который получил название викарное научение.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

История развития СП как науки
Термин «СП» был предложен нем.пед-гом Фридрихом Дистервегом в середине 19 в., но стал активно употребляться т. в начале 20 в. Пед-ка возникла и разв-ась как теория и методика восп-ия детей в уч.-восп-ных учр-иях. С конца 18 в., когда в к ...

Методы социологических исследований
В зависимости от применяемого метода сбора эмпирической информации выделяются такие виды социологических исследований, как опрос, социологическое наблюдение, анализ документов. ...

Анализ развития семейных групп в МУ "ТЦПСД"
Орджоникидзевского района с 1999 - 2004 г.г. Первая семейная группа была создана в МУ "ТЦПСД" в четвертом квартале 1999 года. В нее был устроен один ребенок. На протяжении следующих четырех лет (2000 - 2003 г. г) развитие движе ...