Материнский капитал, как форма дополнительной поддержки семьи

Социологическая информация » Материнский капитал, как форма дополнительной поддержки семьи

Актуальность темы исследования. Проблема социальной поддержки семьи сейчас является, на наш взгляд основной проблемой социальной политики в России.

Здесь стоит выделить три аспекта.

Во-первых, это демографическая катастрофа, которая наблюдается в России уже достаточно долгий период.

Только по официальным данным, Россия ежегодно теряет около 800000 человек.

Рождаемость становится проблемой существования России вообще.

Уже давно политики и общественные деятели на Западе (можно вспомнить хотя бы эксгоссекретаря США Мадлен Олбрайт) высказывают мысль, что Россия имеет достаточно большую территорию, которая не заселена в должной мере.

Во-вторых, что особо важно в рамках данного исследования, в России достаточно низкий уровень жизни населения. И хотя практика показывает, что в странах с низким уровнем жизни рождаемость выше, но Россия в этом отношении является исключением. Возможно причина в том, что, несмотря на невысокие доходы, уровень образования в России выше, чем в странах Африки, Азии, Латинской Америки.

Именно формы поддержки семьи находятся в центре нашего исследования (главным образом, достаточно новая форма социальной поддержки семьи – материнский капитал).

В-третьих, важно, чтобы ребенок воспитывался в полной семье. Это в меньшей степени касается данного исследования, но этот вопрос тоже будет затронут в научно-теоретической части исследования.

В целом, о проблеме семейной политики, рождаемости, защиты семьи, материнства и детства говорится очень много, эта тема популярна в СМИ.

Но проблема остается по-прежнему острой.

Объектом исследования является семья и семейная политика, их взаимодействия.

Предмет исследования – материнский капитал как новая форма социальной поддержки семьи.

Методы исследования – анализ научно-методической базы, нормативно-правовых документов, анкетный опрос.

Цель исследования – дать свою оценку дополнительным мерам поддержки граждан, имеющих детей.

Для достижения цели в ходе исследования надо было решить несколько задач, которые являются поступательными шагами для достижения цели.

Задачи:

1. ознакомиться с научно-методической базой по проблемам семей и семейной политики;

2. особое внимание уделяется анализу демографических показателей;

3. анализа научно-теоретической базы предполагает понимание основ и предпосылок изменения социальной защиты семьи от форм социальных пособий к материнскому капиталу;

4. проанализировать нормативно-правовую базу Российской Федерации по семейной политике (в фокусе внимания федеральные законы, подзаконные акты, международным рамочным документам и законам субъектов Федерации внимание уделено не было, так как в рамках данного исследования они не имеют большого значения), особое место, уделив закону «О материнском капитале»;

5. провести социологический блиц-опрос, с целью узнать мнение граждан о материнском капитале и государственной семейной политике в целом, и их потребности в детях и семье;

6. выявить недостатки и положительные стороны российской нормативно-правовой базы по социальной поддержке семьи;

7. изучить и проанализировать зарубежный (на примере трех стран) опыт семейной политики;

8. сформулировать выводы и рекомендации.

Проработанность проблемы. В качестве научно-методической базы послужили работы российских ученых-демографов А.И. Антонова, А.Г. Вишневского, В.А. Борисова, В.Н. Архангельского и др.

Также были использованы труды специалистов в области теории и практики социальной работы М.В. Фирсова, Е.И. Холостовой, П.Д. Павленка и работы зарубежных ученых.


Другие материалы:

Механизм реализации программы
К участию в реализации Программы привлекаются федеральные органы исполнительной власти, органы исполнительной власти субъектов Российской Федерации, различные организации, в том числе научные учреждения.Исполнение Программы осуществляется ...

Общесоциологические теории
Эти теории касаются, как правило, глубинных или, как говорят в социологии, сущностных моментов развития того или иного общества и в целом исторического процесса. На уровне общесоциологических теорий делаются научные обобщения и выводы о н ...

Высшие учебные заведения.
Центрами и рассадниками высшего общего образования являются университеты, как учреждения, имеющие своими задачами изучение, разработку и распространение научных знаний. Разнообразие и сложность человеческих знаний, распадающихся на отдель ...