Сбережение населения как важнейшая функция государства
Страница 1

Социологическая информация » Материнский капитал, как форма дополнительной поддержки семьи » Сбережение населения как важнейшая функция государства

Главное богатство любой страны – это люди, человеческий потенциал.

Снижение рождаемости и сокращение общего числа детей в России является наиболее важной проблемой.

Демографический переход имеет место в трансформирующемся обществе. Катастрофическое падение уровня жизни основной массы населения привело к тому, что женщины детородного возраста стали отказываться от рождения детей.

В большинстве конституций стран мира семья и брак, который лежит в основе семьи, не обходятся без внимания.

Статья 38 Конституции Российской Федерации устанавливает, что семья, материнство и детство находятся под защитой государства[7].

Расчетной базой для пособий до 2001 года был минимальный размер оплаты труда (МРОТ). С 2004 года МРОТ был увеличен до 720 рублей. Доля семейных и материнских пособий в процентах к внутреннему валовому продукту ежегодно сокращалось. Так, в 1991 году этот показатель составил 2,1%, в 1995 году – 0,8% и достиг к 2003-2004 годам величины, равной 0,3% ВВП.

Ежемесячное пособие на период отпуска по уходу за ребенком до достижения им возраста 1,5 лет установлено с 1 января 1994 года и выплачивается за счет средств федерального бюджета по месту работы после окончания отпуска по беременности и родам. Размер пособия не зависит от количества детей, за которыми осуществляется уход.

Размер пособий по рождению и уходу за ребенком, выплачиваемых из федерального бюджета, довольно незначителен. То есть государство, до последнего времени, материально не стимулировало повышение рождаемости.

Социальная политика в отношении семьи, согласно рекомендациям ООН «должна стать приоритетным направлением деятельности национальных правительств и межправительственных организаций».

Но не стоит забывать, что любая политика может быть эффективна тогда, когда опирается на обоснованную стратегию, определенную программу действий, не должна быть ориентирована на текущий момент, но должна осуществляться с определенной перспективой в будущем.

Для принятия управленческих решений в социальной сфере, необходимо иметь связь с семьей, знать с какими проблемами она сталкивается в разных регионах, в чем нуждается.

Перед государственной социальной политикой в отношении семьи сейчас стоят три основные задачи:

1. обеспечение необходимых условий для выполнения семьей ее функций;

2. обеспечение условий для совмещения трудовой деятельности и семейных обязанностей с личными интересами человека;

3. создание благоприятных условий для рождения и воспитания здоровых детей, охраны материнства и детства[8].

Эти цели достигаются при условии соблюдения некоторой системы принципов:

1. принцип саморазвития семьи (создание государством необходимых условий для активного и благополучного функционирования семей, полного раскрытия их потенциала);

2. принцип социальной защиты (относится к тем семьям, которые оказались не в состоянии справиться со своими экономическими проблемами);

3. принцип оказания прямых социальных услуг (индивидуальная помощь семьям в решении социально-психологических, педагогических, правовых, медико-социальных и других проблем);

4. принцип учета постоянно меняющихся потребностей семьи и корректировки условий (создание макро условий через законы, правительственные решения)[9].

Государственная социальная политика в отношении семьи исходит из положений о том, что семья является непреходящей ценностью для жизни и развития человека, играет важную роль в жизни общества, воспитании новых поколений, обеспечении социальной стабильности и прогресса.

В связи с этим необходимо учитывать интересы семьи и детей, а также принимать специальные меры по их социальной поддержке в период социально-экономической трансформации общества.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Последствия и пути решения проблем старения общества. Социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы, связанные со старением населения
Нарастающее постарение населения ставит перед обществом серьезные социально-экономические, социально-психологические, медико-социальные и этические проблемы. Среди них — проблемы рабочей силы, увеличения экономической нагрузки на общество ...

Обработка и анализ результатов
Сравнивая результаты на констатирующем и контрольном этапах (начало 2009 года), нами был получен следующий результат (Диаграмма 3). Диаграмма 3. Результаты на констатирующем и контрольном этапах (начало 2009 года) Анализируя результа ...

Институт Общественной палаты в России на примере Федеральной и Региональных Общественных палат
Региональные законодательство, регулирующее деятельность общественных палат, существует в 33 субъектах Российской Федерации. Региональные общественные палаты существуют в качестве независимых некоммерческих организаций и во многих случаях ...