Средства массовой информации и их влияние на подростковую культуру
Страница 1

Социологическая информация » Актуальные проблемы подростковой субкультуры » Средства массовой информации и их влияние на подростковую культуру

Информационный бум, ставший реальностью жизни Российского общества в последние 10 лет, привел, с одной стороны, к включению России в глобальное информационное пространство, являющееся одним из важнейших компонентов современной цивилизации, а с другой — стал одним из важнейших факторов в формировании личностных характеристик школьника, среди которых немалую роль играют эстетические представления и ценности[6].

Исследование СМИ и компьютерных технологий в контексте социальных проблем образования, представляется сегодня особенно важным, так как это задает ракурс для рассмотрения общих социокультурных изменений информационной среды и для понимания трансформаций функций самого образования.

В современной ситуации процесс социализации личности становится особенно сложным. Наряду с основными социальными институтами образования и воспитания, семьей и школой, в нем все большую роль играют «электронные воспитатели». К которым относятся различные средства массовой коммуникации, и особенно электронные медиа. По мере усиления их воздействия на личность с этим влиянием все труднее становится конкурировать традиционным воспитателям – учителям, семье и др. К ряду таких, наиболее развитых сегодня средств массовой информации относятся печать, радио, телевидение. В последнее время интенсивно развиваются и другие, новые медиа, такие как Интернет, к которым именно юные пользователи испытывают большой интерес.

Для многих из них СМИ является необходимым условием для жизни, многие подростки уже не представляют свое существование без любимого сериала, радиопередачи, журнала. СМИ становятся досугом детей, что, безусловно, отнимает огромное количество времени от основных занятий (учение уроков, посещение секций, общение со сверстниками).

С другой стороны, использование СМИ в школьном образовании и воспитании позволяет выводить подготовку подрастающего поколения на уровень современных общественных требований, привлекать ранее неизвестные резервы.

СМИ как фактор социализации выполняет ряд функций, в том числе:

1) информационная (является источником разнообразной информации);

2) рекреативная (определяет досуговое времяпрепровождение как групповое, так и индивидуальное);

3) релаксационная - снимает ощущение одиночества, служит средством отвлечения при осложнениях в общении.

Кроме того, СМИ существенно влияют на усвоение социальных норм, формирование ценностных ориентаций; являются системой неформального образования и просвещения. Важно отметить, что современные условия жизни ребенка подразумевают такие ориентиры развития, которые основаны на все возрастающей роли так называемого "информационного образа жизни".

Телевидение – это одно из самых популярных средств массовой информации, оказывающее наибольшее влияние на становление ценностей, мировоззрения, на развитие личности подростка. В течение последнего десятилетия оно стало наиболее распространенным способом проведения досуга у большинства подростков и занимает первое место в перечне ежедневных досуговых занятий.

Если сравнивать особенности телевизионных трансляций за период с середины 80-х до конца 90-х годов, то список передач, обладающих в разные годы наиболее высоким рейтингом среди подростков, позволяет выделить ряд характерных тенденций:

· исчезают явные передачи-лидеры, центрирующие вокруг себя подростковую аудиторию;

· исчезают ориентированные на подростков передачи общественно политической направленности (подобные популярным в 80-е годы передачам: «12 этаж», «Мир и молодежь»);

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Исследование занятости и эффективности профессионального обучения молодежи Рязанской области
Метод кейс-стади основывается на изучении случая, в качестве случая может быть выступать какая-либо организация или сфера деятельности. В данном исследовании таким случаем является сфера занятости молодежи Рязанской области. Современная с ...

Воспитательное пространство
Воспитательное пространство- это результат д-ти созидательного и интеграционного хар-ра. Чтобы оно сложилось, надо опр-ить основные его компоненты и то, что д. их связывать, включить в моделируемые связи д-ть детей. Тогда-то и можно рассч ...

Понятие социальных стандартов
Как замечает С.В. Калашников в своем труде «Становление социального государства в России», наряду с качественными характеристиками социального государства существуют и количественные индикаторы выраженности его свойств. К ним относятся ра ...