Проблемы социального сиротства как актуального явления в современной
социально-политической практикеСтраница 3
· соблюдение правил игры (действует по правилам игры), характеризующее умение ребенка запоминать и выполнять правила игры;
· склонность к импровизации, умение самостоятельно организовывать игру;
2. Страхи, характеризующиеся следующими действиями ребенка:
· наличием страха;
· капризами, отказом от игры;
· ребенок прячется;
· убегает;
· просит о помощи.
3. Переживание своего успеха в игре, в который включалась оценка:
· радостный (хороший), готов стать еще лучше при достижении положительного результата. Этот критерий свидетельствует о наличие у ребенка мотивации к достижению положительного результата и показывает возможность позитивного воздействия на него в процессе игры;
· внешне безразличен (свидетельствует о противоположной тенденции);
· преодоление страха (неуверенности) для достижения успеха;
4. Переживание неудачи в игре
· обижается (огорчается);
· плачет;
· теряет интерес к игре;
· отказывается от игры;
· агрессивен в игре [37].
При слабой выраженности указанных критериев можно говорить о том, что ребенок адекватно оценивает ситуацию неудачи в процессе игры и стремится к преодолению неуверенности, при условии, что между ребенком, психологом и другими участниками игры установлен доверительный контакт, и ребенок открыто выражает свои чувства.
5. Вербальная контактность
· обращается с вопросами к взрослому;
· обладает чистой дикцией;
· обладает интонационной выразительностью;
· стремится к невербальному общению.
Максимальная оценка каждого пункта свидетельствует о том, что у
ребенка в достаточной степени сформированы коммуникативные навыки.
6. Двигательная активность
· подвижный;
· координация движений;
· право-левосторонняя ориентация;
· сосредоточен в игре (устойчивое внимание).
7. Внешняя выразительность, характеризующаяся следующим поведением ребенка:
· эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами;
· открытый, непосредственный, раскованный в поведении, пластичный;
· артистичный [37].
При первичной диагностике было выявлено, что интерес к игровой ситуации испытывает незначительное количество детей (4 из 10), что в некоторой степени вызвано новой для детей ситуацией (другая игровая комната, незнакомые люди), а также неумение сотрудничать и сниженной способностью к сосредоточению внимания. В дальнейшем можно отметить некоторое увеличение показателей по указанному критерию, в частности соблюдение правил игры и проявление активности во время игрового процесса. Выраженная склонность к импровизации и самостоятельности можно отметить лишь у трех детей из 10, однако тенденция к росту анализируемых показателей наблюдалась практически у всех детей, которая выражалась в постепенном включении детей в игру по мере заинтересованности игровым процессом и сплоченности группы.
Наличие какого-либо страха было практически у всех детей (в основном страх темноты, страшного человека, Бабы-Яги и других отрицательных сказочных персонажей).
Реакция на успех (получение похвалы от взрослого, выполнение задания первым) наиболее ярко выражалась лишь у двух детей, активность которых напрямую зависела от реакции взрослого на его действия. У остальных детей наблюдалось безразличие к достигнутому успеху, который изначально является мотивацией к проявлению активности и самовыражению. По мере включения ребенка в игровой процесс можно отметить увеличение значения указанного стимула, и, как следствие, общей реакции группы на успех и стремление к его достижению.
Реакция на неудачу в игре была выражена более ярко, на начальном этапе для многих детей была характерна потеря интереса к игре при получении задания, с которым трудно справиться, характеризующееся скорее нежеланием преодолевать трудности, а не неспособностью его выполнить. При помощи взрослого, иногда очень незначительной, практически у всех детей наблюдается снижение выраженности критерия, что свидетельствует о тенденции к самостоятельному преодолению трудностей детьми в дальнейшем. Навыки вербального общения наблюдаются опять же у незначительного числа детей, у 2 из 10 детей ярко выражено стремление к невербальному общению. Анализ критерия двигательной активности показал нормальные результаты, наблюдаются некоторое нарушение праволевосторонней ориентации, сниженное внимание, как было отмечено выше. Проводимые упражнения с детьми на координацию движений положительно сказываются на ее развитии.
Другие материалы:
Группы самопомощи и взаимопомощи в социальной работе. Понятие
«группа». Классификация групп
Человек живет среди людей. Вся его жизнь протекает в разнообразии более или менее устойчивых объединениях, обозначаемых в социальной психологии понятием «группа».
Группа –
это ограниченная размером общность людей, выделяющаяся или выдел ...
Социализация и ее формы
Под социализацией понимается процесс вхождения индивида в социум, что порождает изменения в социальной структуре общества и в структуре личности. Последнее обстоятельство обусловлено фактом социальной активности человека, а следовательно, ...
Медико-экологический прогноз на 2010 г.
Медико-экологический прогноз разработан на основе одного из важнейших показателей общественного здоровья – оценки ожидаемой продолжительности жизни населения страны и ее регионов, а также тенденций смертности населения от отдельных причин ...