Проблемы социального сиротства как актуального явления в современной
социально-политической практикеСтраница 3
· соблюдение правил игры (действует по правилам игры), характеризующее умение ребенка запоминать и выполнять правила игры;
· склонность к импровизации, умение самостоятельно организовывать игру;
2. Страхи, характеризующиеся следующими действиями ребенка:
· наличием страха;
· капризами, отказом от игры;
· ребенок прячется;
· убегает;
· просит о помощи.
3. Переживание своего успеха в игре, в который включалась оценка:
· радостный (хороший), готов стать еще лучше при достижении положительного результата. Этот критерий свидетельствует о наличие у ребенка мотивации к достижению положительного результата и показывает возможность позитивного воздействия на него в процессе игры;
· внешне безразличен (свидетельствует о противоположной тенденции);
· преодоление страха (неуверенности) для достижения успеха;
4. Переживание неудачи в игре
· обижается (огорчается);
· плачет;
· теряет интерес к игре;
· отказывается от игры;
· агрессивен в игре [37].
При слабой выраженности указанных критериев можно говорить о том, что ребенок адекватно оценивает ситуацию неудачи в процессе игры и стремится к преодолению неуверенности, при условии, что между ребенком, психологом и другими участниками игры установлен доверительный контакт, и ребенок открыто выражает свои чувства.
5. Вербальная контактность
· обращается с вопросами к взрослому;
· обладает чистой дикцией;
· обладает интонационной выразительностью;
· стремится к невербальному общению.
Максимальная оценка каждого пункта свидетельствует о том, что у
ребенка в достаточной степени сформированы коммуникативные навыки.
6. Двигательная активность
· подвижный;
· координация движений;
· право-левосторонняя ориентация;
· сосредоточен в игре (устойчивое внимание).
7. Внешняя выразительность, характеризующаяся следующим поведением ребенка:
· эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами;
· открытый, непосредственный, раскованный в поведении, пластичный;
· артистичный [37].
При первичной диагностике было выявлено, что интерес к игровой ситуации испытывает незначительное количество детей (4 из 10), что в некоторой степени вызвано новой для детей ситуацией (другая игровая комната, незнакомые люди), а также неумение сотрудничать и сниженной способностью к сосредоточению внимания. В дальнейшем можно отметить некоторое увеличение показателей по указанному критерию, в частности соблюдение правил игры и проявление активности во время игрового процесса. Выраженная склонность к импровизации и самостоятельности можно отметить лишь у трех детей из 10, однако тенденция к росту анализируемых показателей наблюдалась практически у всех детей, которая выражалась в постепенном включении детей в игру по мере заинтересованности игровым процессом и сплоченности группы.
Наличие какого-либо страха было практически у всех детей (в основном страх темноты, страшного человека, Бабы-Яги и других отрицательных сказочных персонажей).
Реакция на успех (получение похвалы от взрослого, выполнение задания первым) наиболее ярко выражалась лишь у двух детей, активность которых напрямую зависела от реакции взрослого на его действия. У остальных детей наблюдалось безразличие к достигнутому успеху, который изначально является мотивацией к проявлению активности и самовыражению. По мере включения ребенка в игровой процесс можно отметить увеличение значения указанного стимула, и, как следствие, общей реакции группы на успех и стремление к его достижению.
Реакция на неудачу в игре была выражена более ярко, на начальном этапе для многих детей была характерна потеря интереса к игре при получении задания, с которым трудно справиться, характеризующееся скорее нежеланием преодолевать трудности, а не неспособностью его выполнить. При помощи взрослого, иногда очень незначительной, практически у всех детей наблюдается снижение выраженности критерия, что свидетельствует о тенденции к самостоятельному преодолению трудностей детьми в дальнейшем. Навыки вербального общения наблюдаются опять же у незначительного числа детей, у 2 из 10 детей ярко выражено стремление к невербальному общению. Анализ критерия двигательной активности показал нормальные результаты, наблюдаются некоторое нарушение праволевосторонней ориентации, сниженное внимание, как было отмечено выше. Проводимые упражнения с детьми на координацию движений положительно сказываются на ее развитии.
Другие материалы:
Данные средств массовой
информации
Особенность этого вида информации состоит в том, что она является нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради информации воплощающейся в газетах, журналах, радио - и телепрограммах и т.п. Но пос ...
Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. Рынок труда: понятие, структура и
инфраструктура
Рынок труда - важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получают оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, ...
Технологии невербальной коммуникации
Наравне с языком социально-культурную ценность у многих народов представляет накопленный ими феноменальный опыт невербальной коммуникации. К примечательным элементам коммуникативных технологий относится широко известная профессиональная, ...