Проблемы социального сиротства как актуального явления в современной социально-политической практике
Страница 3

Социологическая информация » Социальное сиротство в России » Проблемы социального сиротства как актуального явления в современной социально-политической практике

· соблюдение правил игры (действует по правилам игры), характеризующее умение ребенка запоминать и выполнять правила игры;

· склонность к импровизации, умение самостоятельно организовывать игру;

2. Страхи, характеризующиеся следующими действиями ребенка:

· наличием страха;

· капризами, отказом от игры;

· ребенок прячется;

· убегает;

· просит о помощи.

3. Переживание своего успеха в игре, в который включалась оценка:

· радостный (хороший), готов стать еще лучше при достижении положительного результата. Этот критерий свидетельствует о наличие у ребенка мотивации к достижению положительного результата и показывает возможность позитивного воздействия на него в процессе игры;

· внешне безразличен (свидетельствует о противоположной тенденции);

· преодоление страха (неуверенности) для достижения успеха;

4. Переживание неудачи в игре

· обижается (огорчается);

· плачет;

· теряет интерес к игре;

· отказывается от игры;

· агрессивен в игре [37].

При слабой выраженности указанных критериев можно говорить о том, что ребенок адекватно оценивает ситуацию неудачи в процессе игры и стремится к преодолению неуверенности, при условии, что между ребенком, психологом и другими участниками игры установлен доверительный контакт, и ребенок открыто выражает свои чувства.

5. Вербальная контактность

· обращается с вопросами к взрослому;

· обладает чистой дикцией;

· обладает интонационной выразительностью;

· стремится к невербальному общению.

Максимальная оценка каждого пункта свидетельствует о том, что у

ребенка в достаточной степени сформированы коммуникативные навыки.

6. Двигательная активность

· подвижный;

· координация движений;

· право-левосторонняя ориентация;

· сосредоточен в игре (устойчивое внимание).

7. Внешняя выразительность, характеризующаяся следующим поведением ребенка:

· эмоциональный, обладает выразительной мимикой, жестами;

· открытый, непосредственный, раскованный в поведении, пластичный;

· артистичный [37].

При первичной диагностике было выявлено, что интерес к игровой ситуации испытывает незначительное количество детей (4 из 10), что в некоторой степени вызвано новой для детей ситуацией (другая игровая комната, незнакомые люди), а также неумение сотрудничать и сниженной способностью к сосредоточению внимания. В дальнейшем можно отметить некоторое увеличение показателей по указанному критерию, в частности соблюдение правил игры и проявление активности во время игрового процесса. Выраженная склонность к импровизации и самостоятельности можно отметить лишь у трех детей из 10, однако тенденция к росту анализируемых показателей наблюдалась практически у всех детей, которая выражалась в постепенном включении детей в игру по мере заинтересованности игровым процессом и сплоченности группы.

Наличие какого-либо страха было практически у всех детей (в основном страх темноты, страшного человека, Бабы-Яги и других отрицательных сказочных персонажей).

Реакция на успех (получение похвалы от взрослого, выполнение задания первым) наиболее ярко выражалась лишь у двух детей, активность которых напрямую зависела от реакции взрослого на его действия. У остальных детей наблюдалось безразличие к достигнутому успеху, который изначально является мотивацией к проявлению активности и самовыражению. По мере включения ребенка в игровой процесс можно отметить увеличение значения указанного стимула, и, как следствие, общей реакции группы на успех и стремление к его достижению.

Реакция на неудачу в игре была выражена более ярко, на начальном этапе для многих детей была характерна потеря интереса к игре при получении задания, с которым трудно справиться, характеризующееся скорее нежеланием преодолевать трудности, а не неспособностью его выполнить. При помощи взрослого, иногда очень незначительной, практически у всех детей наблюдается снижение выраженности критерия, что свидетельствует о тенденции к самостоятельному преодолению трудностей детьми в дальнейшем. Навыки вербального общения наблюдаются опять же у незначительного числа детей, у 2 из 10 детей ярко выражено стремление к невербальному общению. Анализ критерия двигательной активности показал нормальные результаты, наблюдаются некоторое нарушение праволевосторонней ориентации, сниженное внимание, как было отмечено выше. Проводимые упражнения с детьми на координацию движений положительно сказываются на ее развитии.

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Данные средств массовой информации
Особенность этого вида информации состоит в том, что она является нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради информации воплощающейся в газетах, журналах, радио - и телепрограммах и т.п. Но пос ...

Социально-экономические проблемы занятости в современных условиях России. Рынок труда: понятие, структура и инфраструктура
Рынок труда - важная и многоплановая сфера экономической и социально-политической жизни общества. На рынке труда получают оценку стоимость рабочей силы, определяются условия ее найма, в том числе величина заработной платы, условия труда, ...

Технологии невербальной коммуникации
Наравне с языком социально-культурную ценность у многих народов представляет накопленный ими феноменальный опыт невербальной коммуникации. К примечательным элементам коммуникативных технологий относится широко известная профессиональная, ...