Социальное сиротство в России

Социологическая информация » Социальное сиротство в России

Социальная защита детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей – одна из важнейших задач государства и общества. Поскольку в современной действительности России проблема социального сиротства становится все более острой, данная тема, на наш взгляд, актуальна.

В условиях продолжающейся нестабильности социально-экономической, политической жизни страны продолжает расти число детей, попавших в трудную жизненную ситуацию. Среди них – сироты, социально дезадаптированные дети и юные преступники, дети-инвалиды, дети-беженцы и вынужденные переселенцы, дети, проживающие в неблагоприятных экологических условиях.

В сложившейся ситуации наряду с понятием сирота, появляется и укрепляется понятие социальный сирота. Дети-сироты – это дети в возрасте до 18 лет, у которых умерли оба или единственный родитель. Социальный сирота – это ребенок, который имеет биологических родителей, но они по каким-то причинам не занимаются воспитанием ребенка и не заботятся о нем. Это дети, родители которых юридически не лишены родительских прав, но фактически не осуществляют своих обязанностей по воспитанию и содержанию детей.

Дети-сироты, дети, оставшиеся без попечения родителей и не получившие положительного опыта семейной жизни, не могут создать здоровую полноценную семью. Воспитываясь в государственных учреждениях, воспитательные системы которых далеки от совершенства, они часто повторяют судьбу своих родителей, лишаясь родительских прав, тем самым расширяя поле социального сиротства. По данным исследователей данной проблемы, 40% детей, вышедших из интернатных учреждений, становятся преступниками, 40% – наркоманами, 10% – заканчивают жизнь самоубийством и лишь 10% – способны к полноценной самостоятельной жизни [33].

На фоне увеличивающегося числа сиротских учреждений в последние годы все более явным становится проблема дезадаптации, вызывает беспокойство психосоциальное здоровье детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Изучением особенностей развития детей, оставшихся без попечения родителей, занимались многие ученые. Значительный интерес представляют работы зарубежных авторов А. Маслоу, М. Мид, Й. Лангмейера, 3. Матейчек, отражающие процессы социальной адаптации личности социальных сирот.

Специалисты из нашей страны Б.Н. Алмазов, С.А. Беличева, И.Ф. Дементьева, Чепляев В.Л. особое место в своих исследованиях уделяют институту социальной работы, который выполняет функции социальной адаптации и социализации детей социальных сирот и является посредствующим элементом между институтом семьи и государством, оказывая индивидуальную поддержку детям социальным сиротам.

В научной литературе вопросами детей, оставшихся без попечения родителей, занимались также такие авторы, как Б.Г. Ананьев, М.И. Буянова, В.С. Мухина, Н.О. Османов и другие. Несмотря на то, что, казалось бы, к проблеме социального сиротства обращались многие авторы (И.Л. Одногулова, А.Я. Варга, В.И. Брутман, М.В. Фирсов, И.Б. Назарова, И.А. Зимняя, М.Г. Панкратова и др.), мнения ученых сходятся в том, что в нашей стране недостаточно внимания уделяется работе с социальными сиротами [13; 16; 39].

К сожалению, имеется пока только одно обстоятельное исследование на тему – изучение детей в школе интернате, проведенное под руководством Л.И. Божович. В нем представлены методы изучения, а также методика составления психолого-педагогической характеристики как необходимого условия накопления знаний об учащихся для диагностических и прогностических суждений о них. Исследование на тему развития детей, оставшихся без попечения родителей и разработке методов для создания оптимальных условий для развития в настоящее время, проводятся такими учеными как A.M. Прихожан, Н.Н. Толстых и т.д.

Таким образом, проблема социального сиротства является предметом обсуждения в современном научном мире. Однако данная проблема требует дальнейшего изучения.

Объект исследования: социальное сиротство как явление.

Предмет исследования: особенности социального сиротства в России.

Цель исследования: выявить и теоретически обосновать особенности социального сиротства в России.

Задачи исследования:

1. На основе изучения психолого-педагогической, социологической литературы выявить проблемы социального сиротства как актуального явления.

2. Выявить особенности социального сиротства в России.

3. Раскрыть особенности охраны прав социального сиротства в России.

Методы исследования: анализ литературы, архивных материалов, документации; обобщение; историко-сравнительный метод; наблюдение и прогнозирование.

Социальное сиротство как явление приобрело тенденции увеличения и распространения, что указывает на необходимость разработки новых теоретических подходов социальной работы в разрешении проблемы.


Другие материалы:

Теория прогресса в социологической концепции Н. И. Кареева
Как и большинство социологов своего времени, Кареев строгий эволюционист. Суть исторического процесса, по Карееву, заключается во взаимодействии личности и среды. В более узком смысле эволюция есть изменение социальной организации и культ ...

Работа социального педагога в летних лагерях
Одна из наиболее распространенных форм летнего отдыха детей, подростков и юношества — летние лагеря различного профиля. Работа соц. педагога в летних воспитательно-оздоро­вительных лагерях имеет свои особенности, связанные со стоящими пе ...

Компьютеры на страже закона.
Вот новость, которая не обрадует преступника: « длинные руки закона» теперь обеспечены вычислительной техникой. «Интеллектуальная» мощь и высокое быстродействие компьютера, его способность обрабатывать огромное количество информации, тепе ...