С одной стороны, тенденции изменение современного общества, связанные с увеличением степени свободы личности, расширением возможностей выбора занятий и способов деятельности, повышением значимости образования и творческой самореализации, приводят к распространению ценностных ориентаций, направленных на повышение квалификационного уровня и достижение соответствующего профессионального, материального и социального статуса.

С другой стороны, в настоящих условиях общественного развития существуют проблемы изменений в уровне и качестве жизни, в социальной инфраструктуре, которые вызывают усиление социальной дифференциации. В такой ситуации именно семья противостоит социальной напряженности, является для личности консолидирующим центром. Семья для человека остается сферой удовлетворения потребностей в общении и эмоциональном контакте, признании и самореализации. Поэтому сохраняется социальная и личностная значимость семейных ценностей, связанных с развитием семьи.

По критерию цивилизационной принадлежности ценностные ориентации семьи классифицируются на традиционные, современные и постсовременные. Вторая типология основана на роли ценностных ориентаций в обеспечении функционирования семьи как целостной системы и включает:

внутрисемейные ценностные ориентации, связанные с ценностями родства, родительства, супружества;

внесемейные ценностные ориентации, предполагающие ценности личностного саморазвития, профессионального роста и достижения на этой основе высокого социального и материального статуса.

Ценностные ориентации представляют собой достаточно стабильные, но в то же время подверженные изменениям, образования, т.е. для любого социума характерен процесс изменение ценностных ориентаций. Основным источником этих изменений при переходе от традиционного к современному обществу стало распространение индустриального способа производства, а от современного к постсовременному - постиндустриального. Смена технологических способов производства, последовательно развертывающаяся в ходе общественного развития, характеризуется глубокими и качественными изменениеми не

только в экономической, но и в социальной структуре общества, и, соответственно, в структуре его ценностных ориентаций.

Таким образом, тенденции изменение семьи и ее ценностных ориентаций коррелируют с выводами теорий постиндустриализма и постмодернизма, согласно которым в историческом контексте фиксируется изменение сущности общества от доиндустриального (традиционного) к индустриальному (современному) и от индустриального (современного) к постиндустриальному (постсовременному). В то же время, в соответствии с используемым нами критерием цивилизационной принадлежности, следует выделить такой тип ценностных ориентаций, который остается неизменным при любых социальных изменениех. Это общечеловеческие ценностные ориентации. Исследования показывают, что одной из важнейших общечеловеческих ценностей является семья.

Наиболее архаичной из известных науке типов семьи является патриархальная семья, которая существовала в доиндустриальную эпоху. Здесь с достаточной очевидностью прослеживается явная зависимость жены от мужа, а детей от родителей. Общие интересы семьи, как их понимают старейшины, не просто главенствуют, они являются некоей абсолютной ценностью, при этом индивидуальные интересы отдельных членов семьи в расчет не принимаются. В традиционной семье главенствующее место занимает сохранение ее целостности. Следовательно, на первый план выдвигаются ориентации на ценности долга, семейной ответственности, детей как залога благополучной старости родителей, авторитета родителей и старших родственников. Соответственно, основным компонентом ценностных ориентаций патриархальной семьи являлась их преимущественная направленность на кровное родство, поддержание родственных уз.

Со второй половины XIX в. в большинстве индустриально развитых стран широкое распространение получила детоцентристская семья, которой присуще возвышение роли частной жизни, интимности и ценности детей. Центральное место в ценностях детоцентристской семьи занимают ориентации на родительство - принятие социальных ролей матери и отца, а также рождение определенного числа детей. Данные ценностные ориентации проявляются в том, что осознанно проводится позитивный, не только количественный (планирование зачатия), но и качественный принцип детоцентризма. Родители осуществляют по преимуществу культурную инвестицию в детей (частные дошкольные группы, престижные учебные заведения, музыкальные, языковые и прочие кружки), питая надежду на осуществление нереализованных ими ценностей и потребностей.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Кризис отцовства. Мировая практика. Определение понятия отцовство
"Кризис отцовства" можно рассматривать и как аспект кризиса семьи и как аспект кризиса маскулинности. Институт отцовства и реализующие его практики - необходимые элементы гендерного порядка, соотношения мужских и женских ролей и ...

Снижение репродуктивных установок и поведения
В настоящее время малодетность (1-2 ребенка в семье) преобладает в 76 странах мира, а это примерно 40% от мировой численности населения. Свыше 20 стран испытывают депопуляцию. По осторожным прогнозам Организации Объединенных Наций в 2050 ...

Становление социально-культурной деятельности: исторический обзор. Зарождение основ воспитания и просвещения на Руси в догосударственный период
Общинный уклад древних славян стал основой воспитания и просвещения в догосударственный период. Их педагогические воззрения базировались, как правило, на таких приоритетах, как подготовка подрастающего поколения к жизни в общине, передача ...