Особенности социального сиротства в России на современном этапе
Страница 1

Социологическая информация » Социальное сиротство в России » Особенности социального сиротства в России на современном этапе

Последние годы характеризуются постоянным ростом численности детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей.

Согласно форме 103-рик (Сведения о выявлении и устройстве детей и подростков, оставшихся без попечения родителей за 2008 г.), количество выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, в 2008 г. составило 2572 чел. (в 2006 г. – 2952, в 2007 г. – 2934) [25].

Количество выявленных и учтенных детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, с 1990 года по 2001 год постоянно возрастало, с 2001 года оставалось на стабильно высоком уровне (около 3000 детей в год). В 2008 году, по сравнению с 1990 годом, этот показатель в абсолютном значении вырос в 4 раза. Более того, так как общая численность детского населения постоянно уменьшается, при относительном перерасчете показателя выявления детей, оставшихся без попечения родителей, просматривается очень неблагоприятная тенденция. Так, в 1991 году на 10 тыс. детского населения выявлялось примерно 7 детей, оставшихся без попечения родителей, а в 2008 – 39 детей (в 2006 году – 44 ребенка, в 2007 году – 43 ребенка). При этом относительный показатель (при расчете на 10 тыс. детей) вырос в 5,5 раз [29].

Однако данный показатель не может в полной мере оценивать деятельность различных органов и организаций, т. к. его нельзя трактовать однозначно. Увеличение/уменьшение данного показателя может свидетельствовать как о хорошей работе специалистов по организации выявления, так и о недостаточной работе в этой сфере. При отсутствии четко разработанных критериев, с целью уменьшения значения данного показателя, факты оставления ребенка без попечения родителей могут не всегда регистрироваться.

Наибольшее количество детей, находящихся под опекой, зарегистрировано в Южном (1,7 тыс.), Восточном (1,4 тыс.), Юго-Восточном, Северо-Восточном и Северном (по 1,3 тыс.) административных округах. Из общего числа детей, состоящих на учете в органах опеки и попечительства, 2,8 тыс. детей – круглые сироты в возрасте до 18 лет [29].

В соответствии с приказом Министерства образования Российской Федерации от 19.08.99 г. №199 «Об утверждении положения о порядке выплаты денежных средств на питание, приобретение одежды, обуви, мягкого инвентаря на детей, находящихся под опекой (попечительством)» подопечные дети обеспечены государственным пособием (на питание, на текущее обеспечение мягким инвентарем, одеждой и обувью). Назначение и прекращение выплаты денежного содержания на опекаемых детей производится на основании постановления органов опеки и попечительства районных Управ и осуществляется централизованными бухгалтериями окружных управлений образования. По данным Комитета образования на начало 2008 года таких детей, получателей пособий было 7949 чел. (на начало 2007 года -7717 чел.). Подопечные дети, на которых не распространяется положение вышеназванного приказа, получают пособия через органы социальной защиты [36].

Воспитание и обучение 3,1 тыс. детей-сирот обеспечивает сеть государственных детских домов и интернатских учреждений в системе Комитета образования, 1,0 тыс. из них – это дети с ограниченными физическими возможностями, находящиеся в интернатах вспомогательного типа. Для детей-сирот – выпускников интернатских учреждений образования и социальной защиты населения установлена единовременная компенсационная выплата, размер которой в 2008 г. составляет 12 тыс. руб.

Большую тревогу вызывает все более увеличивающееся число детей, лишившихся родительского попечения при живых родителях, – социальных сирот. Социальное сиротство – одна из проблем, которые крайне остро стоят перед современным обществом и государством в России.

Термин «социальное сиротство», широко распространенный в нашей стране, указывает на особую роль социальных условий и процессов в обществе при формировании данного явления.

В настоящее время Россия страдает от экономических и социальных неурядиц вследствие происшедших в последние годы значительных перемен. Как и во многих других странах, вступивших в строительство посттоталитарного общества, правительству России приходится уделять первостепенное внимание сохранению основ Государства, экономическому развитию и национальной безопасности. Первые шаги по пути к развитой рыночной экономике сопровождаются отменой или сокращением социальных льгот, присущих прежней системе, что вступает в противоречие с основной функцией Государства – социальной защитой населения. Рост пособий и зарплат не поспевает за ростом цен, в результате снижается уровень жизни многих семей с детьми и ухудшаются возможности родителей в воспитании детей. Такое состояние, в свою очередь, подспудно изменяет общественное сознание. Главенствующими становятся интересы индивидуального выживания, тогда как социальные и духовные потребности, в том числе и забота о детях, отодвигаются на второй план. Особенно чувствительны к этим деструктивным процессам представители наименее социально защищенных слоев общества [22].

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Политика в области профилактики аддиктивного поведения
Политика, как её определяет европейская конференция ВОЗ по политике здоровья, это согласие, консенсус среди партнёров о том, какие проблемы необходимо решить, и о том, каким способом или с помощью каких стратегий это надо делать. Контроль ...

Малые расы
Австралийская раса. Темная кожа, волнистые волосы, обильное развитие третичного волосяного по­крова на лице и на теле, очень широкий нос, сравнительно высокое переносье, высокий и средний рост. Веддоидная раса. По сравнению с австралийск ...

Трансформация семьи и родительских ценностей в современных условиях (на примере малого города)
Актуальность исследования современного состояния института семьи обусловлена кардинальными изменениями всего российского общества, которые самым непосредственным образом затронули его традиционные устои. Социальное положение семьи остаётс ...