Особенности социального сиротства в России на современном этапе
Страница 2

Социологическая информация » Социальное сиротство в России » Особенности социального сиротства в России на современном этапе

Одним из важнейших факторов, порождающих социальное сиротство, является продолжающийся процесс урбанизации. Город создает для человека особый покров социальной анонимности, способствует распаду патриархальных семейных связей. Город изменяет мораль, ускоряет эмансипацию женщин, приводит к распространению среди них мужских пороков – алкоголизма, наркомании, преступности, а, значит, к физическому и психическому отторжению от ребенка.

Существует три основных источника социального сиротства. Первый путь – добровольный отказ родителей от несовершеннолетнего ребенка.

Второй путь – принудительный, при котором общество при посредстве государства, в целях зашиты интересов ребенка, лишает родителей их родительских прав.

Третий путь – утеря родителями своего ребенка. Наиболее распространенная категория детей, лишенных родителей, – это так называемые «отказные» дети, т.е. дети, от которых добровольно отказались родители [4].

Наиболее трагичен факт стремительного роста числа брошенных новорожденных младенцев, наиболее чувствительных к отрыву от биологической матери.

Известно, что большинство матерей, отказывающихся от своих детей, сами воспитывались в нестабильных семьях и с детства имели негативный опыт межличностных взаимоотношений. Многие из них формировались в своеобразной субкультуре агрессии, другие страдали от унижающего достоинства, угнетения и холодного отношения со стороны. Прежде всего, у большинства «отказниц» не было образца нормальных семейных отношений, которые могли бы впоследствии вызвать желание создать хорошую семью. В большинстве семей детей «воспитывали» в грубости, криком, часто побоями. В половине семей случались драки, скандалы. Отметим, что этот стиль передается «по наследству» [27].

Недостаточно удовлетворительными были материальные условия семей. Более трети обеспечены ниже среднего уровня.

Чрезвычайно острым вопросом в совокупности проблем, приводящим к отказу от детей, является вопрос о семейных «традициях». Ханжеское отношение к внебрачной рождаемости буквально выбрасывает на произвол судьбы многих матерей-одиночек, подталкивает их к отказу от детей.

Наиболее важное место для «отказниц» занимают такие желания, как счастливое супружество, семейная жизнь. Меньшее место, хотя и довольно значительное, – потребительское отношение к жизни.

Все вышеперечисленные факторы могут способствовать стремлению молодых женщин к эмансипации от семьи, подталкивать их к поиску возмещения дефицита удовольствий через повышение сексуальной активности, формировать ложное представление о том, что можно перенести свою ответственность, в том числе за новорожденного ребенка, на других.

Социально-экономические преобразования в России, повлекшие за собой снижение уровня жизни значительной части населения, изменение привычного уклада жизни и нравственно-ценностных ориентации, ухудшение психологического климата в семье и ослабление ее воспитательных возможностей, усиление агрессии по отношению к детям являются причинами, которые обуславливают рост социального сиротства и безнадзорности детей [28].

Обостряется проблема жестокого обращения с детьми в семьях. Исследования причин этого явления обнаруживают, что она полимотивирована: здесь и стрессовое состояние родителей, измученных современными социально-экономическими условиями, и стремление добиться изменения поведения ребенка любыми средствами, и родительская месть – мстят за то, что родился, приносит огорчения, требуют заботы. В деморализованных семьях, где пьянство, употребление наркотиков, моральное разложение, правонарушения являются постоянным фоном жизни детей, жестокое обращение порой приобретает дикие формы: это побои, лишение пищи, воды, свободы (запирают в чулане, подвале, пропивают детскую одежду, лишая ребенка возможности выйти на улицу). А если к этому прибавить школьную депривацию, разлагающее влияние уличных группировок, нередко имеющих криминогенную направленность, то становится понятным рост побегов детей из дома, правонарушений и даже самоубийства в подростковой среде [12].

Всплеск корыстной ориентации, отмечаемой у большого количества людей; увеличение числа социально неблагополучных семей; рост жестокости и насилия как в обществе, так и в потоке низкопробных произведений массовой культуры; незанятость подростков в свободное время; выталкивание нежелательных, неудобных учащихся из школы; сложности с трудоустройством – все это привело к резкому увеличению количества безнадзорных детей, ухудшению криминогенной обстановки в среде несовершеннолетних.

Выбитые из социальной колеи дети, как правило, социально дезадаптированы, для них характерен разрыв с позитивными правилами, нормами, законами, разрушение или несформированность основных видов деятельности, определяющих социальное, психическое, физическое развитие [15].

Страницы: 1 2 3


Другие материалы:

Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Предметное поле социально-культурной деятельности как отрасли науки Научный статус и общественное признание той или иной науки в значительной мере зависят от степени разработанности ее теоретических основ, которые прежде всего раскрывают ...

Природа социального конфликта
Не существует человеческой общности, в которой отсутствова­ли бы противоречия и столкновения между ее членами. К вражде и столкновениям человек склонен не меньше, чем к сотрудничеству. Соперничество часто выливается в открытые столкновен ...

Образовательные технологии. Образование как целостная социально-культурная технология
Поскольку образование, как отмечалось в предыдущих разделах, относится к ведущим видам общественной практики социально-культурной деятельности, постольку и образовательные технологии являются важнейшей составляющей современного социокульт ...