Когда и почему молодежь стали обучать профессии
Страница 1

Социологическая информация » Образование и карьера » Когда и почему молодежь стали обучать профессии

Любой наёмный работник хотел бы получать более высокую зарплату. Но как ему этого добиться? Ответ поможет найти схема на рисунке № 1, о которой говорится в главе «В мире профессий и заработков». Одной из составляющих данной схемы является профессиональное образование. Дело в том, что сегодня в сфере труда сложилась достаточно жесткая зависимость размера заработков от уровня профессионального образования.

Конечно, человек может начать работать и без специального – профессионального образования. При таком варианте карьеры путь к первым заработкам оказывается самым коротким. Скажем, в России работать по найму разрешается с 14 лет. Но без специального образования никто не допустит работника к выполнению каких-либо сложных и ответственных заданий, за выполнение которых и платят более высокую зарплату. Человек без специального профессионального образования обречен всю жизнь выполнять лишь самые простые виды работ и получать соответственно самую невысокую зарплату. Его заработки будут расти медленно, лишь в меру накопления опыта работы.

И очень мало вероятно, что такому работнику удастся добиться той оплаты труда, которая вполне реальна для человека со средним – специальным образованием.

Что касается самых больших заработков, то путь к ним открыт только для людей с высшим образованием. Происходит это потому, что такое образование позволяет выполнять самые сложные и высокооплачиваемые виды работ. Надо иметь в виду и то, что без высшего образования практически невозможно занять руководящие должности, а именно они приносят людям самые высокие заработки. И совсем не случайно самые богатые люди имеют высшее образование, полученное в лучших университетах страны, а некоторые – даже ученые степени.

Таким образом, времена, когда без всякой профессиональной подготовки можно было зарабатывать немалые деньги только за счёт своей физической силы и природной сообразительности, окончательно ушли в прошлое. Физические возможности и смекалка приобретают цену лишь в том случае, если к ним добавляется образование, полученное в профессиональном учебном заведении (см. рис. 2). Например, когда-то в угольной промышленности главным качеством работника считалась именно физическая сила. Так было потому, что добыча угля шла с использованием преимущественно ручного труда. Но в ХХ в., когда на шахты пришла сложная техника, выше физической силы стало цениться умение обращаться с ней, получаемое в ходе профессионального обучения. Не прошедший такого обучения шахтёр получал в конце 90-х годов на угольных шахтах России месячную зарплату в размере не более 3 тысяч рублей. А у квалифицированных работников – проходчиков и горнорабочих – заработки были в 1,7 раза выше, то есть превышали 5 тысяч руб.

Роль профессионального образования как важнейшего условия получения высоких заработков особенно возросла на протяжении последнего столетия. Но сама идея специального обучения молодежи секретам ремесел – весьма древняя. Еще в ХVIII в. До н.э. великий царь Хаммурапи – создатель первого в мире свода (кодекса) законов – установил, что всякий ремесленник должен обязан иметь учеников, которые смогут самостоятельно выполнять ту же работу после его смерти. Так родилась система ученичества. Она была выгодна для всех: мастер на многие годы (обычно лет на семь) получал бесплатного работника, который трудился лишь за кров, пропитание и обучение, а ученик получал шанс обрести профессиональные навыки и благодаря этому стать со временем мастером. Система ученичества была удобна мастерам и их гильдиям ещё и потому, что позволяла ограничить число людей, владевшим определенным ремеслом. Значит, мастерам не угрожала безработица, а и трудностей с продажей своей продукции они могли не опасаться: число ее изготовителей практически всегда было стабильно.

В конце ХVIII в. Началась промышленная революция, породившая массовое производство. Вновь возникшим большим предприятиям потребовалось много квалифицированных работников. Быстро же подготовить столько новых профессионалов на основе многолетнего ученичества было невозможно.

Вот почему к ХХ веку система ученичества отошла на второй план (хотя и сегодня в таких странах, как Германия, Австрия или Швейцария, примерно каждый двадцатый молодой работник обретает профессию именно таким образом). На смену старинному ученичеству пришли специализированные средние специальные учебные заведения. Такие учебные заведения способны за короткий срок – обычно порядка 2-3 лет – подготовить большое количество специалистов для выполнения достаточно сложных видов работ в промышленности, на транспорте, в сельском хозяйстве, медицине и т.д. Окончание среднего специализированного учебного заведения обычно позволяет молодому человеку получить диплом о праве на выполнение таких работ, а часто также и профессиональный разряд, подтверждающий достигнутый им уровень квалификации. Это важно потому, что часто размер заработной платы прямо зависит от того, какой профессиональный разряд имеет тот или иной работник (в России, например, принята 6-ти разрядная система, и шестой разряд получает самый умелый работник).

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Социально-педагогическая виктимология
Социально-педагогическая виктимология - отрасль знания, входящая как составная часть в социальную педагогику, изучающая различные категории людей - реальных или потенциальных жертв неблагоприятных условий социализации. Термин введен в соц ...

Альтернативные инновационные технологии. Сущность и виды инновационных технологий
В реальных социально-культурных явлениях и процессах альтернативные (инновационные) технологии занимают особое место. Именно они обеспечивают прогресс в различных областях культуры, образования, искусства, народных промыслов и ремесел, не ...

Словарь используемых социологических терминов
Индивид – (от латинского individuum – неделимое, особь) особь, отдельно существующий организм или отдельно взятый человек как представитель человеческого рода; отдельный представитель общества, класса, народа, данной социальной группы. ...