Проблемы социального сиротства как актуального явления в современной социально-политической практике
Страница 2

Социологическая информация » Социальное сиротство в России » Проблемы социального сиротства как актуального явления в современной социально-политической практике

– наблюдения в природе (различение деревьев, овощей и фруктов, экскурсии в парк, наблюдение за птицами и насекомыми);

– труд в природе (уборка участка от опавших листьев, перекопка песка в песочнице, сбор плодов деревьев для ручного труда, уход за комнатными растениями и т.д.);

– воспитание культурно-гигиенических навыков (привлечение внимания детей к внешнему виду, обучение одеваться и раздеваться в определенной последовательности, пользование зубной щеткой, индивидуальной расческой, носовым платком и т.д.);

– нравственное воспитание [35].

Также с детьми проводятся занятия по хореографии, гимнастике. С дошкольниками работает инструктор по плаванию, футболу, педагог по постановке голоса.

Во время прохождения практики наблюдалась переуплотненность дошкольной группы (16 детей под контролем двух воспитательниц), делает невозможным проведение полноценной работы, включая индивидуальную работу с ребенком, в то время как пребывание детей в учреждениях социальной и психолого-педагогической помощи и поддержки должно быть, использовано специалистами для построения и максимального использования возможностей реабилитационной среды. Это отрицательно сказывается на эффективности проведения воспитательного процесса, формирования открытого позитивного общения педагога и ребенка в силу загруженности воспитателей. Однако администрация детского дома активно работает над этой проблемой и в ближайшее время предполагается ее разрешение.

Основные направления активизации социальной работы с детьми сиротами и детьми, оставшихся без попечения родителей

Психологическая работа с воспитанниками детского дома

В учреждениях в штате предусмотрен один психолог и социальный работник. Также к сотрудничеству администрация детского дома привлекает специалистов из центра, который проводит с воспитанниками занятия 1–2 раза в неделю.

В работе с воспитанниками использовались следующие методики:

1. Подвижные игры на развитие координации движений.

2. Упражнения на выражение чувств (прочтение разнообразных сказок с последующим обсуждением испытываемых эмоций к положительным и отрицательным героям и событиям, обсуждение картинок с изображенными на них разными чувствами).

3. Пальчиковая гимнастика, направленная на коррекцию речевых нарушений, общая моторная недостаточность, а также отклонения в развитии движений пальцев рук, так как движения пальцев рук тесно связаны с речевой функцией [35].

4. Методика игротерапии с песком. Эффективность применения выбранной методики обусловлена тем, что игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребенка, поэтому песок используют в развивающих, обучающих, коррекционных и терапевтических занятиях. В основе песочной терапии лежит спонтанность проявления индивидуальности ребенка в песочных играх. Игра в песок позитивно влияет на эмоциональное самочувствие детей, и это делает ее прекрасным средством для развития и саморазвития ребенка. Песок вызывает приятные ощущения в пальцах и кистях рук, благодаря нему возникает идеальный кинестетический опыт. В процессе игротерапии использовались упражнения на развитие тактильнокинестической чувствительности и мелкой моторики рук, упражнения на развитие или восстановление сниженного и утраченного тактильного ощущения, игры на развитие фонематического слуха, коррекцию звукопроизношения.

Занятия проводились по 40 минут с группой, состоящей из 3–4 человек. При первичной диагностике возникла необходимость в переукомплектации групп, направлении некоторых детей на индивидуальные занятия. Показаниями к проведению индивидуальной формы игровой терапии являлись:

1) несформированность социальной потребности в общении и сотрудничестве с другими детьми;

2) неспособность к сосредоточению внимания к заданию, сложность его выполнения;

3) детская ревность по отношению к сиблингам, принимающая форму острого аффективного переживания;

4) ускоренное сексуальное развитие.

Для диагностики и оценки эффективности проводимой игротерапии применялась методика «Психологический портрет ребенка, участвующий в игротерапевтическом сеансе» [37]. Оценка проводилась по следующим критериям:

1. Интерес к игровой ситуации, в который включалась оценка:

· активности при распределении ролей;

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Киберсоциализация
Киберсоциализация человека (виртуальная компьютерная социализация личности) есть локальный процесс качественных изменений структуры личности, происходящий в результате социализации человека в киберпространстве Internet-среды, то есть в пр ...

Эволюция социального прогнозирования. Социальное прогнозирование на рубеже XIX—XX столетий
Важный сдвиг в развитии представлений о будущем сыграла роль научная фантастика (произведения Брэдбери, Кларка, Шекли, Саймака, Мерля, Абэ, Лема, И. Ефремова и др.). С одной стороны, ее технические приемы используются в методиках современ ...

Управленческие технологии (социокультурный менеджмент)
Социально-культурная деятельность исключает элементы стихийного, рефлексивного регулирования. Не может происходить этот процесс и автоматически. Он нуждается в целенаправленном воздействии, где присутствуют все компоненты сознательного уп ...