Детские общественные объединения и организации как институт социализацииСтраница 3
Вторая модель, наиболее распространенная. Ее суть заключается в том, что отношения учреждения образования и детской общественной структуры формируются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической. При этом детское объединение выступает компонентом воспитательной системы и находится в тесной взаимосвязи с ее другими структурами. Взаимодействие субъектов осуществляется на уровне «класс – объединение», «управление и самоуправление». Педагоги по зову души становятся лидерами общественных объединений, кураторами, организаторами, активными участниками.
Социальная значимость детского движения в школе исключительно высока: это центр формирования социально-политической зрелости юного гражданина, которая развивается через разнообразные коммуникации (горизонтальные и вертикальные связи субъекта и социальной системы), участие в социально значимых делах на благо людей (благотворительной направленности). Детские структуры органично вплетены в воспитательную систему в форме самодеятельных организаций, общественных клубов, координационных советов, творческих союзов и лиг, детских парламентов и школьных дум
Таким образом, детское движение– это особый вид социального движения, объединяющий детские и молодежные организации, объединения, структуры самоуправления, в основе которых интересы, инициативы детей и молодежи как равноправных субъектов социального воспитания, включающего возрастные этапы школьной жизнедеятельности.
Высокий индекс значимости конкретного инициативного объединения детей, представленный на различных социальных уровнях (индивидуальном, групповом, общественном, государственном), обеспечивает стабильность, временную и территориальную масштабность, естественность диалектического развития специфической формы социального бытия детей, олицетворяющей собой противоречивое единство специфической сущности и особенного существования взаимоотношений детей и взрослых.
При рассмотрении детских общественных объединений и организаций как социального института необходимо определить их основные социальные функции
: идеологическую, воспитательную, образовательную, развивающую, диагностико-прогностическую, координационную, социализирующую, фасилитационную[5].
Реализация идеологической функции предполагает освоение ребенком основополагающих национальных ценностей патриотизм, историческая память, долг, терпимость, трудолюбие, социально-политических идей, убеждений. Идеология детского и молодежного движения призвана сформировать у подрастающего поколения национальное самосознание, социально-политическую культуру. Воспитательная функция вытекает из идеологической и предполагает уважение власти, законов, правопорядка, государственных символов, атрибутов, знание исторического прошлого, приоритетов развития государства и общества, наличие активной гражданской позиции. Основой деятельности детского формирования становится воспитание нравственных качеств, направленности личности на социальные отношения: открытость, терпимость, уважение, достоинство, коллективизм, трудолюбие, оптимизм.
Образовательная функция предполагает формирование научной системы взглядов на мир, общество, государство и личность; представление о государственном устройстве, об институтах власти. Образование в условиях общественного объединения включает знания о правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь, основополагающих законах страны.
В процессе деятельности в общественных объединений и организаций воспитанник должен усвоить навыки самопознания, самооценки и самовоспитания, что обеспечивается через реализацию развивающей и диагностико-прогностической функций. Социальная защита и поддержка личности обеспечивается комплексом социально-педагогических условий (педагогическая диагностика, коррекция личностного развития, сопровождение, сотрудничество, партнерство). Такой подход обеспечивает возможность личностного выбора сферы самореализации, гарантию безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, прав, законных интересов, возможности доступа к культуре, информации, взаимодействия с представителями государственной власти, органов управления. В этой связи актуально формирование социальных знаний об обществе, государстве, власти, гражданине, его правах, обязанностях, что обусловливает выработку гражданских компетенций как основы полноценного социального развития.
Координационная функция в деятельности общественных объединений и организаций обеспечивает оптимальную интеграцию личности в систему общественных отношений на основе сформированных адаптационных и коммуникативных навыков через освоение многообразных социальных ролей, принятие общественных идеалов, социальных норм, традиций, обычаев, верований, культуры общества как образа жизни человека, группы, коллектива, нации. Члены детских организаций включаются в различные виды социально значимой деятельности на благо людей. Организация опосредует взаимодействие личности с жизненной средой, помогает выработке собственного мнения, поиску способов социально значимых решений, тем самым формируется осознанная, активная гражданская позиция, составляющая в перспективе фундамент социально-политической позиции.
Другие материалы:
Данные средств массовой
информации
Особенность этого вида информации состоит в том, что она является нецелевой, т.е. собирается не для определенных целей (скажем, науки), а собственно ради информации воплощающейся в газетах, журналах, радио - и телепрограммах и т.п. Но пос ...
Интерпретация результатов
В результате исследования мы пришли к следующим выводам:
Таблица 1.2. Сводная таблица данных
Период пребывания
Ф.И.О.
Социальная
адаптированность
Социальная автономность
Социальная активность
Приверженность к гуманист ...
Положение инвалидов в Республике Саха (Якутия) на современном
этапе. Направление развития комплексной системы реабилитации и интеграции
инвалидов
В республике по состоянию на 01.01.2008 г. численность инвалидов составляет 49,485 человек (5,2% населения), в том числе детей-инвалидов – 6,579 человек.
Ведущей причиной установления инвалидности среди населения, как и в предыдущие годы ...