Детские общественные объединения и организации как институт социализации
Страница 3

Социологическая информация » Детско-юношеские объединения и организации РБ » Детские общественные объединения и организации как институт социализации

Вторая модель, наиболее распространенная. Ее суть заключается в том, что отношения учреждения образования и детской общественной структуры формируются как взаимодействие субъектов воспитательной системы школы, придавая ей черты самоуправляемой, демократической. При этом детское объединение выступает компонентом воспитательной системы и находится в тесной взаимосвязи с ее другими структурами. Взаимодействие субъектов осуществляется на уровне «класс – объединение», «управление и самоуправление». Педагоги по зову души становятся лидерами общественных объединений, кураторами, организаторами, активными участниками.

Социальная значимость детского движения в школе исключительно высока: это центр формирования социально-политической зрелости юного гражданина, которая развивается через разнообразные коммуникации (горизонтальные и вертикальные связи субъекта и социальной системы), участие в социально значимых делах на благо людей (благотворительной направленности). Детские структуры органично вплетены в воспитательную систему в форме самодеятельных организаций, общественных клубов, координационных советов, творческих союзов и лиг, детских парламентов и школьных дум

Таким образом, детское движение– это особый вид социального движения, объединяющий детские и молодежные организации, объединения, структуры самоуправления, в основе которых интересы, инициативы детей и молодежи как равноправных субъектов социального воспитания, включающего возрастные этапы школьной жизнедеятельности.

Высокий индекс значимости конкретного инициативного объединения детей, представленный на различных социальных уровнях (индивидуальном, групповом, общественном, государственном), обеспечивает стабильность, временную и территориальную масштабность, естественность диалектического развития специфической формы социального бытия детей, олицетворяющей собой противоречивое единство специфической сущности и особенного существования взаимоотношений детей и взрослых.

При рассмотрении детских общественных объединений и организаций как социального института необходимо определить их основные социальные функции

: идеологическую, воспитательную, образовательную, развивающую, диагностико-прогностическую, координационную, социализирующую, фасилитационную[5].

Реализация идеологической функции предполагает освоение ребенком основополагающих национальных ценностей патриотизм, историческая память, долг, терпимость, трудолюбие, социально-политических идей, убеждений. Идеология детского и молодежного движения призвана сформировать у подрастающего поколения национальное самосознание, социально-политическую культуру. Воспитательная функция вытекает из идеологической и предполагает уважение власти, законов, правопорядка, государственных символов, атрибутов, знание исторического прошлого, приоритетов развития государства и общества, наличие активной гражданской позиции. Основой деятельности детского формирования становится воспитание нравственных качеств, направленности личности на социальные отношения: открытость, терпимость, уважение, достоинство, коллективизм, трудолюбие, оптимизм.

Образовательная функция предполагает формирование научной системы взглядов на мир, общество, государство и личность; представление о государственном устройстве, об институтах власти. Образование в условиях общественного объединения включает знания о правах и обязанностях гражданина Республики Беларусь, основополагающих законах страны.

В процессе деятельности в общественных объединений и организаций воспитанник должен усвоить навыки самопознания, самооценки и самовоспитания, что обеспечивается через реализацию развивающей и диагностико-прогностической функций. Социальная защита и поддержка личности обеспечивается комплексом социально-педагогических условий (педагогическая диагностика, коррекция личностного развития, сопровождение, сотрудничество, партнерство). Такой подход обеспечивает возможность личностного выбора сферы самореализации, гарантию безопасности жизнедеятельности, охраны здоровья, прав, законных интересов, возможности доступа к культуре, информации, взаимодействия с представителями государственной власти, органов управления. В этой связи актуально формирование социальных знаний об обществе, государстве, власти, гражданине, его правах, обязанностях, что обусловливает выработку гражданских компетенций как основы полноценного социального развития.

Координационная функция в деятельности общественных объединений и организаций обеспечивает оптимальную интеграцию личности в систему общественных отношений на основе сформированных адаптационных и коммуникативных навыков через освоение многообразных социальных ролей, принятие общественных идеалов, социальных норм, традиций, обычаев, верований, культуры общества как образа жизни человека, группы, коллектива, нации. Члены детских организаций включаются в различные виды социально значимой деятельности на благо людей. Организация опосредует взаимодействие личности с жизненной средой, помогает выработке собственного мнения, поиску способов социально значимых решений, тем самым формируется осознанная, активная гражданская позиция, составляющая в перспективе фундамент социально-политической позиции.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Типы культур по Н. Данилевскому
Далее Данилевский применяет выдвинутые разряды к изучению культурно-исторического типа: самые древние культуры (египетская, китайская, вавилонская, иранская и индийская) включают в себя все вышеназванные разряды. " .Они сами себя пос ...

Типизация регионов России по уровню здоровья
Для решения многих демографических, социальных и санологических проблем и особенно для разработки прогнозов здоровья населения большой интерес представляет использование индекса человеческого развития (ИЧР), который был разработан сотрудн ...

Концепция личности Фрейда
Другой образ личности возник под влиянием идей австрийского психиатра и психолога 3. Фрейда (1856—1936), рассматривавшего человека как систему нужд, а общество — как систему запретов, табу. Бессознательные (в первую очередь сексуальные) с ...