Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов. Понятие семьи и ее основные функции
Страница 1

Социологическая информация » Технологический аспект социальной работы с семьей имеющей детей-инвалидов » Теоретические подходы в социальной работе с семьями, имеющими детей-инвалидов. Понятие семьи и ее основные функции

В литературе о социальных понятиях по разделу «семья» около семидесяти терминов, с которыми встречаются социальные работники, а также философы, социологи и психологи.

Семья – это группа живущих вместе близких родственников (словарь русского языка С.И. Ожегова).

Согласно, выработанному экспертами ООН определению, «семья – это группа, состоящая из двух или большего числа совместно проживающих лиц, ведущих общее хозяйство с целью обеспечения продовольствием или другими предметами первой необходимости и, определенным образом, связанных кровным родством, усыновлением детей или брачными узами (включая гражданские браки)».

Семь – это маленькая ячейка демократии в центре общества – это ячейка, реализующая гуманистические потребности в психологической поддержке, взаимопомощи, взаимной ответственности, в идентификации, общении, формировании личностных качеств[14].

И наконец, семья – это основанная на браке или родстве малая социально-психологическая группа, члены которой связаны общностью быта, взаимной помощью, нравственностью. Одновременно – социальный институт, удовлетворяющий потребности общества в воспроизводстве населения, организации учебно-воспитательной работы, реализации общественного потребления, передачи культурного наследия и др. Кроме того, семья – это сильнейший источник эмоциональных реакций в благоприятном случае обеспечивающий человеку поддержку, приятие, рекреацию.

Семья – своеобразная система поддержки прав каждого ее члена. Большое значение имеют семейные и родственные связи, взаимодействия семейных групп. Семья обеспечивает своим членам экономическую, социальную и физическую безопасность; заботу о малолетних, престарелых и больных; условия для социализации детей и молодежи.

Семья для ребенка выступает как первый воспитательный институт, связь с которым человек ощущает на протяжении всей своей жизни. Будучи первичной ячейкой общества, семья выполняет функции, важные для общества, необходимые для жизни каждого человека. Под функциями семьи понимают направление деятельности семейного коллектива или отдельных его членов, выражающие социальную роль и сущность семьи. В настоящее время нет общепринятой классификации функций семьи. Исследователи единодушны в определении таких функций, как продолжение рода( репродуктивная), хозяйственная, восстановительная( организация досуга, рекреативная), воспитательная [8].

Репродуктивная функция.

Одна из основных задач любого общества - воспроизводство новых поколений его членов. При этом важно, чтобы дети были физически психически здоровыми и впоследствии имели способности к обучению и социализации. Вместе с тем важным условием существования общества является регулирование рождаемости, избежание демографических спадов или, наоборот, взрывов.

Функция социализации.

Несмотря на большое число институтов, участвующих в социализации личности, центральное место в том процессе, безусловно, занимает семья. Это объясняется тем, что именно в семье осуществляется первичная социализация индивида, закладываются основы его формирования как личности. Семья для ребенка является первичной группой, именно с нее начинается развитие личности. Несмотря на появление позднее других первичных групп, у личности всегда остаются привитые в раннем детстве основные образцы поведения. Главным способом семейной социализации является копирование детьми моделей поведения взрослых членов семьи.

Экономическая функция.

Ведение членами семьи общего хозяйства, когда все они работают, как одна команда, способствует формированию крепких экономических связей. Можно сказать, что семья представляет самую крепкую экономическую ячейку общества. Нормы семейной жизни включают обязательную помощь и поддержку каждого члена семьи в случае, если у него возникают экономические трудности.

Функция эмоционального удовлетворения.

К многочисленным потребностям человека относятся, в частности, интимное общение. Психиатры считают, что основной причиной эмоциональных и поведенческих трудностей в общении и даже физических болезней является отсутствие любви, тепла и полноценного интимного общения в первичной группе, и, прежде всего в семье. Огромное количество данных свидетельствует о том, что серьезные преступления и другие негативные отклонения намного чаще происходят у тех, кто в детстве был лишен заботы в семье, что дети, воспитанные в детских домах без любви матери и отца, гораздо в большей степени подвержены заболеваниям, психическим расстройствам, повешенной смертности, отклоняющемуся поведению.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Государственная молодежная политика
Под государственной молодежной политикой (ГМП) подра­зумевается деятельность государства, направленная на создание правовых, экономических и организационных условий и гаран­тий для самореализации каждого молодого человека и развития моло ...

Образование как социальный институт общества
Образование — это организованный систематизированный процесс и система специальных учебных заведений, обеспечивающих допрофессиональное (общее) и профессиональное обучение и воспитание детей, подростков и взрослых, проводящих переобучение ...

Система коррекц-пед.д-ти с детьми, имеющими отклонения в развитии.
Коррекц-пед.д-ть имеет опр-ную стр-ру и напр-ния. Ведущими напр-ями яв-ся: 1.корр-щие воздей-ия на реб-ка средовыми факторами; 2.орг-ция уч пр-са; 3.спец подбор куло-массовых и оздоров-ных мероприятий; 4.психогигиена семейного восп-ия ...