Анализ теорий профессионального становления личностиСтраница 2
Позднее эти основания несколько изменились, что нашло свое отражение в следующих положениях: необходимо говорить о комплексах индивидуальных качеств, соотносимых с целой группой профессий. Наряду со способностями большое значение для профессиональной успешности и удовлетворенности имеют личностные характеристики, прежде всего интересы; для профессионального обучения важны в первую очередь индивидуальные качества, а точнее - их соотношение. Но неизменным остается основное положение о том, что проблема профессионального выбора решается "встречей" структуры личности и структуры профессиональных требований, исходящих от деятельности. Для диагностики индивидуальных качеств личности мы рекомендуем использовать характерологический опросник Кеттела, анкеты интересов Стронга и Кьюдера, интеллектуальный тест Амтхауэра.
Второе - психоаналитическое - направление отражает следующую идею; главная роль в выборе профессии принадлежит различным формам потребностей. Еще 3. Фрейд рассматривал профессиональную деятельность как форму удовлетворения ранних детских инстинктивных потребностей благодаря "канализации" в ту или иную профессиональную область либидозной (нарцистической, агрессивной или собственно эротической) энергии. Выбор профессии понимается с этой точки зрения как процесс сублимации. Например, выбор педагогической профессии происходит из-за стремления к власти.
Близкой к психоаналитическим теориям является теории профессионального развития Э. Рой, в которой профессии начальный выбор рассматривается как прямое или косвенном удовлетворение потребностей личности. По ее мнению, в избираемой профессии должно быть безусловное удовлетворение группы первичных потребностей человека, а также требование - удовлетворение потребностей более высокого уровня. .[13, с 76]
Идеальным вариантом в этом случае она считала выбор человеком такой профессии, которая предоставляла бы ему возможность для непрерывного совершенствования и развития.
Огромное значение в процессе профессионального самоопределения
индивида автор отводит раннему опыту, и в первую очередь характеру его отношений с родителями. Э. Рой предполагает, что теплые отношения между ребенком и родителями предопределяют выбор профессий, "направленных" на человека, связанных с общением; холодные - формируют направленность на профессии, не связанные с общением, ориентированные на объект. В соответствии с этим она разработала свою классификацию профессий. В основу профессионального выбора были положены различные типы внутрисемейных взаимоотношений родителей и ребенка, обуславливающие структуру его профессиональных интересов и склонностей, дальнейшее его личностное и профессиональное развитие.
Третье направление - теория решений - связано с именами Д. Тидеман и О'Хара, которые считают, что центральным компонентом выступают варианты профессиональной карьеры, а она определяется последовательностью выбираемых профессиональных позиций. При этом необходимо учитывать возможное поражение и свою готовность к риску. Внутренним содержанием профессионального развития выступает структура процессов решения и социальный контекст, на основе которого происходит прогнозирование и осуществление решений.
Хотя в различное время предпринимались многочисленные попытки
создания возрастной периодизации, результатом этой работы явилось появление не единой классификации, а множества различных классификаций. Вместе с тем можно отметить и наличие общих тенденций в различных возрастных периодизациях, а также близость некоторых из них между собой.
В классификации Дж. Биррена (Birren, 1964) выделяется восемь фаз жизненного развития человека. Первая - младенчество, охватывает период до 2-х лет. Вторая фаза - предшкольный возраст, от 2-х до 5 лет. Третья - детство, 5-12 лет; четвертая - юность, 12-17 лет; пятая - ранняя взрослость, 17-25 лет; шестая - зрелость, 25-50 лет; седьмая - поздняя зрелость, 50-75 лет; восьмая - старость, от 75 лет и далее.
По мнению Б. Г. Ананьева, недостатком этой классификации является то, что здесь не выдерживается единый принцип дифференциации. Выделение второй фазы (предшкольный возраст) происходит не по возрастному критерию, как в остальных случаях, а по социально-педагогическому признаку. Заметим, что такое смешение критериев возрастной периодизации характерно вовсе не только для классификации Дж. Биррена, но является в целом достаточно распространенным явлением (например, D. Dromley, 1966; А. Люблинская, 1959 и др.). Проведя многоаспектный анализ различных подходов к возрастной периодизации, Д. И. Фельдштейн, так же как и Б. Г. Ананьев, обращает внимание на некорректность построения периодизации развития, когда в ее основе лежат разные принципы дифференциации - по возрасту (младенчество, детство и т. д.).
Другие материалы:
Социально-групповая структура общества
Эмпирическим объектом исследования является российское общество, а изучаемой генеральной совокупностью - взрослое работающее население России на основе данных "Мониторинга экономических и социальных перемен в России", проводимог ...
Конкретные социологические требования
Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, п ...
Основа
В результате социальной глобализации и интернационализации изменился характер самой научной деятельности, форм воспроизводства научного знания и коммуникации в сообществе. На базе сети Интернет в науке началось образование универсального ...