Анализ теорий профессионального становления личности
Страница 3

В классификации Э. Эриксона выделяются следующие возрастные этапы, стадии психосоциального развития: от рождения до 1 года (младенчество или орально-сенсорная стадия), от 1 года до 3-х лет (раннее детство или мышечно-анальная стадия), от 3 до 6 лет (возраст игры или локомоторно-генитальная стадия), от 6 до 12 лет (школьный возраст; или латентная стадия), от 12 до 19 лет (подростковый и юношеский возраст), от 20 до 25 лет (ранняя зрелость), от 26 до 64 лет (средняя зрелость), от 65 лет (поздняя зрелость).

В одной из распространенных современных международных классификаций (В. Квинт, 2000) выделяются следующие возрастные этапы: младенческий возраст - от рождения до 3 лет, раннее детство - от 3 до 6 лет, детство - от 6 до 12 лет, подростковый (юношеский) возраст - от 12 до 18 лет, молодость - от 18 до 40 лет, зрелый возраст - от 40 до 65 лет, пожилой возраст - от 65 лет.

Взрослость - возрастная ступень в жизни человека, начало которой чаще всего относят к 18-20 годам, а окончание - к 80-ти. Зрелость - ступень в развитии человека, когда он становится способным полноценно выполнять свои гражданские, супружеские и родительские обязанности, а также социально и индивидуально продуктивно проявлять себя в качестве деятеля в той или другой конкретной области труда.

Четвертое направление - теория развития (Д. Сьюпер, М. Бон, Дж. Крайтс) - опирается на следующие положения: люди характеризуются их способностями, интересами и свойствами личности; на этой основе каждый человек соответствует ряду профессий, а профессия - ряду индивидов; в зависимости от времени и опыта меняются как объективные. Так и субъективные условия профессионального развития, которое имеет ряд последовательных стадий и фаз особенности процесса развития определяются социально-экономическим положением родителей, свойствами индивида, его профессиональными способностями и т. д.; на разных стадиях развития им можно управлять, способствуя формированию у индивидов интересов, способностей, "Я-концепции". Д. Сьюпер связывает профессиональное развитие личности с развитием и реализацией "Я-концепции", которая понимается им как "мнение субъекта" о своих качествах и знания о социальных требованиях. Это и определяет как актуальное, так и будущее его профессиональное поведение. В процессе профессиональной жизни происходит развитие представлений человека о самом себе, формирование его профессиональной "Я-концепции" в три этапа:

1) формирование представления о себе и окружающем мире (становление "Я-концепции", образа "Я");

2) взаимодействие "Я-концепции" с представлением о профессии (представление себя в профессиональной жизни);

3) реализация "Я-концепции" (в зависимости от успешности или неуспешности профессиональной деятельности здесь происходит либо закрепление, либо модификация профессиональной "Я-концепции").

Согласно этим представлениям Д. Сьюпер считает (и мы склонны поддержать его позицию), что человек выбирает профессии, требования которых предусматривают роль, соответствующую его представлениям о себе, и выбор профессии фактически является выбором способа "самовыражения". Он рассматривает профессиональное становление человека как длительный жизненный процесс, формирующийся под воздействием ряда факторов, среди которых первостепенное значение отводится субъективным факторам (интересы, мотивация, способности и др.). [11, с. 242]

Основателем теории "стадий профессиональной жизни" по праву считается Ш. Бюллер (Сh. Ви1ег, 1961), которая еще в 30-е гг. разработала концепцию о пяти фазах жизненного цикла человека, которые выявляются на основе анализа линии развития трудовой, профессиональной и семейной сфер.

1-я фаза; от 16 до 20 лет, названная автором предшествующей самоопределению личности в профессии, в жизни.

2-я фаза: от 16-20 лет до 25-30 лет, характеризуется поисками своего призвания, как в жизни, так и в профессии. Именно в этот период человек ищет наиболее соответствующую его способностям и стремлениям область деятельности.

3-я фаза: называется "порой зрелости" личности, от 25 до 45-50 лет. Здесь осуществляется профессиональное и личностное развитие в выбранной деятельности наиболее оптимально, эффективно. Отмечается высокий уровень (или наоборот) удовлетворения профессиональной деятельностью. Но вместе с тем отмечаются и различные кризисы, спады в профессиональной и личностной сферах (которые объясняются порой объективными, субъективными факторами, обстоятельствами жизни).

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Статистика как практическая деятельность людей
Статистика как практическая деятельность людей зародилась в глубокой древности. За несколько лет до нашей эры проводились переписи населения в Китае и Египте для военных и налоговых целей. Учёт осуществлялся по полу и возрасту, собирались ...

Место благотворительных организаций в системе социальной защиты населению
Изучение формирования и функционирования системы социальной защиты населения в Российской Федерации, пока не имеющей ясной, эффективно действующей модели, становится с каждым годом все более и более актуальным. Сегодня социальная защита ...

Приложения
Приложение 1 Четыре типа набора (привлечения) добровольцев Типы Содержание Набор «тепленьких» Распространение брошюр или плакатов-листовок организации; Использование газет, радио, ТВ, Интернета; Контакты с общественными ...