Анализ теорий профессионального становления личностиСтраница 6
- третий - формирование активно-деятельностных способностей при определении самим работником целей, программы деятельности и методов ее реализации.
Разделяя общую позицию Л. А. Ясюковой мы не можем согласиться с характеристикой второго и третьего этапов. Как показало наше исследование, использование личностно-развивающих педагогических технологий в профессиональной подготовке специалистов социальной работы, в первую очередь рефлексивно-управленческого характера, приводит к тому, что второй этап развития профессиональных способностей характеризуется не пассивно-исполнительской особенностью субъекта, а его активно-позитивной, деятельной сущностью.
Наша позиция находит подтверждение и в изменении потребностно-мотивационной сферы, в активном познании и овладении профессиональными умениями, навыками, технологиями для будущей успешной деятельности. Это находит отражение в креативно-поведенческом факторе развивающейся личности. Уже на втором этапе формируется рефлексивно-управленческая установка на выработку и реализацию целевых планов, программ, карт личностного освоения и продвижения к профессионализму личности и будущей деятельности.
Профессиональное развитие личности - это осуществляющийся на основе объективных условий жизни сложно-эволюционный, динамический процесс приобщения к профессии, в ходе которого происходит качественное совершенствование ее как профессионально-деятельностного индивида. Процесс профессионального и личностного развития раскрывается как постепенное приобретение профессионально-значимых характеристик и новообразований, овладение профессиональными знаниями, технологиями, ролевыми функциями.
Профессиональное-личностное развитие не может происходить в отрыве от общего развития человека, поэтому включает все компоненты целостного развития личности.
Этот процесс имеет ряд стадий, для выделения которых могут быть самые различные основания; каждая стадия характеризуется единством и достаточностью личностных признаков, удерживающих период в границах качественной определенности. Становление человека как профессионала тесно связано с его развитием как личности; личностное пространство шире профессионального и существенно влияет на него. Личность человека обычно оказывает позитивное влияние на выбор профессии, на ход профессиональной адаптации, профессиональной самореализации, стимулирует профессиональное мастерство и творчество.
- Профессиональные качества личности по мере их становления и развития начинают оказывать обратное (позитивное или негативное) влияние на личность.
- Профессиональное развитие социального работника - это процесс встречного движения социума и индивида; он характеризуется единством социального заказа и потребностей человека в создании собственной жизни как уникальной.
- Содержание профессионального развития как социально-педагогического явления включает единство и борьбу противоположностей: внутренних потребностей, мотивов и внешних целей и задач, процессов внешнего воздействия и интериоризации, взаимодействия и взаимосодействия, что обеспечивает его реальную динамику и полноценное достижение профессионализма личности и деятельности.
- Профессиональное становление зависит как от факторов субъективного характера (например, склонности, возможности, способности, ценностные ориентации, мотивационная готовность и т. д.), так и от объективных (например, значимость профессии в обществе, правовой и общественной ее статус и др.). [11, с 252]
Рассматривая системно-целостный подход в профессионально-личностном развитии специалиста по социальной работе, мы относим это концептуальное положение и к непрерывности развития личности через непрерывность ее образования в процессе жизнедеятельности. В этом смысле мы учитываем сущность непрерывного профессионального образования как ведущего условия движения личности и деятельности к профессионализму и мастерству.
Профессиональное развитие будущего социального работника предстает как органическое единство внешнего и внутреннего мира индивида, объективных и субъективных факторов, а непрерывное профессиональное образование выступает как средство, условие этого взаимодействия, основание для достижения высокого профессионализма личности и деятельности.
Целостность и непрерывность профессионально-личностного развития специалиста мы рассматриваем как процесс, сопровождающий человека на всем профессионально-трудовом "маршруте" его жизни. Системно-целостный подход, используемый в исследовании, объединяет все звенья профессионального образования, социального и профессионального становления специалиста в единую непрерывную "цепь" (В. А. Сластенин). Это способствует максимальному стимулированию активного состояния всех основных структурных компонентов личности социального работника в их взаимодополнении и сочетании.
Другие материалы:
Культуротворческие и культуроохранные технологии. Сущность
культуротворческих технологий
Культуротворческие, развивающие технологии имеют широкое распространение на всех этапах социализации личности. Практическое освоение этих технологий начинается в период ранней социализации, когда ребенок стоит перед необходимостью приобре ...
Положение инвалидов в Республике Саха (Якутия) на современном
этапе. Направление развития комплексной системы реабилитации и интеграции
инвалидов
В республике по состоянию на 01.01.2008 г. численность инвалидов составляет 49,485 человек (5,2% населения), в том числе детей-инвалидов – 6,579 человек.
Ведущей причиной установления инвалидности среди населения, как и в предыдущие годы ...
Дети с ограниченными возможностями в системе семейных отношений
Семья – ближайшее и первое социальное окружение, с которым сталкивается ребенок. Появление ребенка с ограниченными возможностями действует на родителей удручающе. Если рождение нормального ребенка привносит в жизнь семьи новое, не испытыв ...