Средние учебные заведения.
Страница 1

Средние общеобразовательные учебные заведения имеют своею задачею дать учащимся в них такое образование, которое, являясь само по себе достаточно законченным, служило бы основательною подготовкою к усвоению высших знаний общего или специального характера. В России среднеучебными заведениями являются гимназии, прогимназии и реальные училища. По определению Положения 1871 г. о гимназиях и реальных училищах, «гимназии имеют целью доставлять воспитывающемуся в лих юношеству общее образование и вместе с тем служить приготовительными заведениями для поступления в университет и другие высшие специальные училища»; «реальные училища имеют целью доставлять учащемуся в них юношеству образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний».

Начало развития у нас среднеучебных заведений относится к первым годам XIX столетия. До этого времени имели место лишь отдельные попытки устройства их. Первая гимназия была основана в 1726 г. при Академии Наук. Развитие ее шло малоуспешно; в ней было очень мало учащихся, что объясняется отчасти слабым еще в то время сознанием важности образования, отчасти тем, что преподавание в ней вёлось в значительной степени на иностранных языках; с другой стороны, состав преподавателей был очень неудовлетворителен. Для привлечения воспитанников учреждены были стипендии, пансион, но все эти меры оказались недостаточными для обеспечения успешного развития академической гимназии. В 1805 г. она была закрыта. – Второю по времени русскою гимназиею была основанная в 1755 г. при Московском университете гимназия с двумя отделениями, одно – для дворян, другое – для разночинцев. Целью ее было подготовлять к слушанию университетских лекций. Во главе ее стоял, в качестве инспектора, один из профессоров университета; преподавателями ее были, большею частью, студенты университета. Несмотря на неудовлетворительный состав преподавателей, на отсутствие хороших пособий, гимназия эта подготовила немалое количество университетских деятелей и образованных, по тому времени, людей. В 1812 г. гимназия сгорела и с тех пор не возобновлялась. – В 1758 г., по образцу Московской университетской гимназии, в Казани основана была гимназия, находившаяся до 1786 г. в ведении Московского университета; эта гимназия, подвергшаяся многим преобразованиям, существует и в настоящее время (1-я Казанская гимназия). В начале царствования Александра I учреждено было министерство народного просвещения, образованы учебные округа и создан был план устройства учебных заведений, в том числе гимназий, по всей России. По этому плану, во всех губернских городах должны быть открыты гимназии или губернские училища. В конце 1804 г. издан был «Устав учебных заведений», подведомых университету и попечителям учебных округов. По этому уставу, гимназии представляют собою всесословные учебные заведения, разделенные на 4 годичных курса. Они имеют целью: 1) приготовлять к слушанию университетских наук; 2) преподавать сведения, необходимые для благовоспитанного человека; 3) приготовлять желающих к учительскому званию в уездных, приходских и других низших училищах. Гимназическое образование имело в своем основании реальный характер; вследствие многопредметности и плохого состава преподавателей, гимназии плохо достигали поставленные им задачи. В 1828 г., благодаря главным образом гр. Уварову, совершилось коренное преобразование гимназий, главною целью которых гр. Уваров ставил приготовление к университетам. По новому уставу, в гимназиях положено 7 классов, a в основу образования в них положено изучение древних языков, главным образом, латинского, отчасти греческого. В 1849 г. последовало новое изменение гимназического курса, с целью приспособить обучение к практической жизни и вместе с тем уменьшить прилив молодых людей в университеты (эта мера была вызвана опасением перед движением, волновавшим тогда западноевропейские государства). Преподавание в гимназиях было разделено на общее – в трех низших, и специальное – в остальных классах. Все гимназии распадались на три категории: 1) такие, в которых преподавались естественные науки и законоведение (их было 36); 2) такие, в которых преподавалось, кроме элементарных предметов, одно законоведение (29) и 3) такие, в которых преподавались латинский и греческий языки (12). Основания этой системы были шатки и неопределенны, гимназии перестали быть общеобразовательными заведениями, Ию не сделались и специальными. Это вызвало потребность новых реформ, которые и выразились в уставе 1864 г. По этому уставу, гимназии разделялись на классические и реальные, первые – с древними языками, вторые – с усиленным преподаванием новых языков и математики. Кроме гимназий (с 7 классным курсом) созданы были прогимназии (в составе 4 классов). Основными положениями нового строя гимназий были два: 1) восстановление изучения древних языков в прежней силе, с признанием греческого языка обязательным предметом, и 2) постановление, что только окончание курса классической гимназии открывает доступ в университет.

Страницы: 1 2


Другие материалы:

Социальная организация. Организация как социальная система
Организация - одна из наиболее развитых социальных систем. Ее важнейшим признаком является синергия. Синергия - организационный эффект. Суть этого эффекта - прирост дополнительной энергии, превышающей сумму индивидуальных усилий. Источн ...

Методы социологических исследований
В зависимости от применяемого метода сбора эмпирической информации выделяются такие виды социологических исследований, как опрос, социологическое наблюдение, анализ документов. ...

Результаты экспериментальной работы
Применение игровых технологий в социально-педагогической деятельности с детьми-сиротами, проживающими в условиях школы-интерната, позволили повысить уровень их социальной адаптации, о чем свидетельствуют показатели таблицы 2.3. В нее внес ...