Межкультурное сотрудничество
Страница 6

Решение проблем национального и общечеловеческого в содержании воспитательной работы учреждений образования приобретает в настоящее время приоритетное значение.

Интенсивное развитие международного обмена в области искусства, спорта, туризма, образования потребовало выработки адекватных основ и технологий межкультурной информации и коммуникации. Проводятся регулярные исследования проблем межнационального и межкультурного общения, разрабатываются рекомендации по конкретным вопросам адаптации к инокультурным явлениям.

Осмысление понятия «культура мира» предполагает изучение механизма так называемой ((культурной экспансии». Под этим термином подразумевается проведение определенной социально-культурной деятельности с целью навязывания своей культуры обществу, потенциалу которого она не соответствует или соответствует не полностью1.

В практике социально-культурного маркетинга факты культурной экспансии представляют собой весьма частое явление. К механизму культурной экспансии относятся: внедрение как высокой, так и массовой культуры определенного образца (например, западной культуры); неоднократное использование необходимого демонстрационного давления с помощью рекламы, средств массовой информации, выставочной деятельности, многих других социально-культурных институтов; соответствующая ориентация института образования; создание ангажированного в определенном смысле слоя интеллигенции.

Принадлежа к семейству широко применяемых инструментов международной конкуренции, культурная экспансия подчинена завоеванию рынков сбыта для носителей определенного типа культуры в виде конкретных продуктов или услуг социально-культурного назначения.

К характерным чертам культурной экспансии исследователи относят: перенесение образа жизни и потребительских ориентации стран-«агрессоров» на другие территории; насаждение «своей» культуры как универсальной, исключающей вклад других культур; стремление достичь политических целей, используя культурные связи; развитие одностороннего потока информации - от «центра» к «периферии», от крупнейших монополий в области социокультурного бизнеса (шоу-бизнес, СМИ, индустрия развлечений и т.д.) к многочисленной аудитории зрителей, слушателей, читателей в других странах; формирование в этих странах социально-культурной элиты, которая способствует утверждению ориентации и укреплению влияния стран-«агрессоров»1.

Практика социально-культурной деятельности на мировом уровне наполнена проявлениями культурной экспансии. Они связаны, в частности, с межкультурной коммуникацией. Ряд стран, особенно колоний, постоянно прибегают к использованию чужого языка из-за политических и экономических причин. Некоторые из языков в силу разных причин приобретают статус межнационального (например, русский язык на территории бывшего СССР или английский как средство общения на международном уровне и в Интернеге). Однако в данном контексте факт «культурной экспансии» следует воспринимать как объективную закономерность.

Межкультурное сотрудничество, таким образом, не может не затрагивать ментальной сущности и суверенитета национальных традиций каждого народа. В рамках концепции культуры мира нуждается в корректировке и определенном переосмыслении роль социально-культурной деятельности в освоении, сохранении и обогащении национальных этнокультурных традиций. Под влиянием энергичного натиска современных информационных технологий национальные традиции, этот один из самых почтенных социально-культурных институтов, в последние годы все чаще воспринимается как синоним отсталости, косности, консерватизма, неспособности к восприятию нового.

Существует определенное объективное несоответствие большинства национальных традиций тем требованиям, которые заключены в самой природе современных социокультурных, в первую очередь информационных, технологий.

В рамках общемирового культурного и информационного пространства эти технологии отличаются повышенной мобильностью, отсутствием жесткого закрепления кадровых и финансовых ресурсов за каким-либо одним объектом, динамичным перемещением с одной территории на другую. Не имея однозначной территориальной «привязки», современные социокультурные, информационные технологии в сравнительно сжатые сроки могут быть эффективно освоены любой страной, входящей в мировое сообщество.

Именно такие процессы характерны сегодня для многонациональных государств, внутренняя нестабильность которых обусловлена огромной пестротой национальных традиций образующих их народов. Успешное развитие экономики любой страны объективно зависит от единообразного применения всех используемых технологий, а это единообразие, в свою очередь, неизбежно переносится и на культуру, и на психологию межнациональных отношений. Эрозии обычно подвергаются те этнические культуры, которые испытывают массированное воздействие извне и не имеют достаточно устойчивых и развитых видов социально-культурной деятельности, способных адекватно противостоять внешнему натиску и отвечать новым жизненным требованиям. Примерами подобного рода могут служить культура племени айнов в Японии или культура американских индейцев.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Здравоохранение и медицинское страхование в Швеции
Важным компонентом шведского социального государства является система здравоохранения и медицинского страхования. Изменения в социальной политике страны не обошли ее стороной, что выразилось в попытках реформирования. В общей сложности в ...

Теории классов
К. Маркс одним из первых высказал мысль о том, что общество имеет классовую природу. При этом разные системы характеризуются разными классами в зависимости от господствующего в них способа производства. Отношения между классами носят анта ...

Сущность социальной стратификации
В обществе существует множество групп, но все они не равны, как и не равны люди, которые составляют эти группы. Т.е. всегда существует социальное неравенство. Однако уровни и формы социального неравенства могут быть различными. Центральн ...