Межкультурное сотрудничество
Страница 2

Частные (специальные) принципы сформулированы в Декларации принципов международного культурного сотрудничества ЮНЕСКО (1996) и включают в себя: равенство культур государств, народов, наций, народностей, национальных и этнических групп; служение культуры делу мира; взаимовыгодность культурного сотрудничества; обязательность защиты культурных ценностей во время мира и во время войны.

Реализации перечисленных принципов подчинена вся социально-культурная деятельность, направленная на международное взаимодействие и сотрудничество в таких областях духовной жизни, как художественная культура, политическая культура, бытовая культура, мораль, право, наука и т.д.

В настоящее время множество акций, связанных с межгосударственным культурным сотрудничеством и межкультурным обменом, проводится в рамках развития идеи общемировой межнациональной культуры, широко известной в последние годы под термином «культура мира». Организация Объединенных Наций объявила 2002-2010 годы «Международным десятилетием культуры мира и ненасилия». В самом понятии «культура мира» подчеркивается многозначность множества факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать укреплению мира. В этой связи существенную роль приобретают концепции, выводы, предложения и рекомендации по использованию практического потенциала социально-культурной деятельности как средства реализации доктрины культуры мира.

Сама идея культуры мира станет всеобщей только после того, как ее воспримет и осмыслит значительная часть стран и индивидов, образующих мировое сообщество. Любые попытки утвердить концепцию культуры мира в глобальном масштабе останутся бесплодными, пока в качестве основы не будет достигнуто равновесие альтернативных культур внутри каждой страны, каждой семьи, каждого взятого в отдельности человека.

В самом обращении к термину «культура мира» подчеркивается многообразие социальных, конфессиональных, этнокультурных и других факторов, которые могут как содействовать, так и препятствовать укреплению мира, эффективно противостоять проявлениям экстремизма, насилия, неуважительного отношения к правам и свободам граждан.

Государствам- членам ООН предложено в ходе десятилетия уделять больше внимания деятельности по пропаганде культуры мира и ненасилия, содействовать любым поощряемым формальным и неформальным её проявлениям, на местном, региональном, национальном и международном уровнях развивать партнерские отношения и обмен информацией, участвовать в проведении специальных крупномасштабных мероприятий, отвечающих интересам человечества, грядущих поколений.

Миротворческая деятельность как профилактическая превентивная работа, направленная на устранение или хотя бы смягчение конфликтообразующих моментов, приобретает все большее число сторонников. По существу программа культуры мира как антипода логики войны и насилия предполагает установление такого состояния общества, при котором при решении любых спорных вопросов на всех уровнях общения будет доминировать отказ от любого военного противостояния, от насилия, от нанесения ущерба возможным оппонентам. Человечеству предлагается единственно возможный альтернативный путь перехода от логики силы и страха к логике разума и доброжелательности во всех сферах общественной деятельности.

Проблема выстраивания и реализации программных положений требует серьезной теоретической разработки, развития конкретных технологий, формирования специальных знаний, умений и навыков.

Вместе с тем концепция культуры мира не является возвращением к практике бытовавшего во второй половине XX века массового движения защитников мира, выступавших за предотвращение третьей мировой войны и угрозы использования оружия массового уничтожения в глобальном масштабе. Ничего общего эта концепция не имеет с предпринимавшимися несколько десятилетий назад попытками развернуть в различных, главным образом слаборазвитых, странах деятельность волонтеров из так называемого международного «Корпуса мира». И, наконец, в корне неверно отождествлять концепцию культуры мира с якобы модернизированной формой пацифизма, начисто отвергающего любую войну исходя из идеи «непротивления злу насилием».

Укажем на несколько характерных черт, отличающих программу культуры мира и ненасилия от предшествующего практического опыта в области миростроительства. Во-первых, это не просто кратковременная кампания, а длительный, рассчитанный на многие годы процесс, требующий продолжительной, разнообразной по форме и содержанию настойчивой работы. Во-вторых, миротворческая деятельность, в отличие от многих других общественных практик, характеризуется полисубъектностью, много-уровневостью, вторжением в самые сокровенные секторы общественных отношений - экономических, политических, культурных, социальных. В-третьих, программу культуры мира и ненасилия нельзя эффективно реализовать в одной, отдельно взятой стране, в отрыве от процессов, происходящих в регионе или мировом сообществе в целом.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7


Другие материалы:

Технология разрешения проблем безработных и роль социального работника в этом процессе. Подходы к решению проблем безработных и их семей за рубежом
Анализ существующих программ страхования по безработице позволяет выделить 4 их основные вида: обязательное страхование. Оно распространено в промышленно развитых странах: Австрии, Бельгии, Великобритании, Германии, Канаде, США и др.; с ...

Социально-психологические особенности детей-сирот младшего школьного возраста
Исследование показателей психической развития детей младшего школьного возраста (1-4 класс) показывает, что в закрытых учреждениях у детей обнаруживается преимущественно средний и низкий уровень психического развития. Лишь в единичных слу ...

Исторический процесс и его участники
Исторический процесс– это последовательная череда сменяющих друг друга событий, в которых проявилась деятельность многих поколений людей. Исторические факты– основа исторического процесса: - любой исторический факт представляет собой эл ...