Межкультурное сотрудничество
Страница 7

Распространение в пределах той или иной страны чужеродного для нее типа культуры, которая никак не интегрируется с собственной культурой, не обогащает её и остается обособленным придатком, существенно ослабляет культурную конкурентоспособность данной страны в мировом культурном пространстве. Существенно ослабляются её возможности для вывода своих этнокультурных технологий на общемировой уровень.

Страны, располагающие в мировом культурном масштабе поистине сверхмощными информационными ресурсами, обретают право на выработку собственных культурных доктрин, далеко не всегда и не по всем позициям согласующихся с концепцией гуманитарно -направленного развития культуры мира.

Возникает естественный вопрос: каким образом можно защититься от подобной культурной экспансии, уберечь самобытные национальные традиции и виды социально-культурной деятельности отдельных стран и народов от наступления внешнего «духовного агрессора»?

Ответ на этот вопрос может выглядеть парадоксально. Культура мира в силу многоликости самой своей природы содержит весомые гарантии противостояния культурному монополизму, тотальному подчинению, культурному диктату одной, наиболее информатизированной страны.

В противном случае станет невозможной реализация самой идеи международного культурного сотрудничества и конкуренции. К счастью, это в принципе неосуществимо из-за наличия неустранимых, преимущественно объективных отличий культуры каждой страны, которая автоматически отстаивает минимальный интеллектуальный, духовный, информационный суверенитет своего народа.

Эту закономерность никак нельзя игнорировать в условиях грядущей постепенной «автоматической» интеграции культур в одну общемировую. Процесс глобализации сферы культуры, который вызывает много споров в настоящее время, вовсе не означает стандартизацию по американскому или какому-либо другому образцу. Это должно быть слияние различных культур в союзе высшего порядка, который будет представлять собой нечто большее, чем просто суммарное выражение ряда составляющих.

Тем не менее, такая закономерность неоднократно нарушалась. Как известно, до Октябрьской революции 1917 года православие (восточное христианство) было официальной религией Российского государства, при этом другие конфессии, кроме некоторых сект, не испытывали идеологического давления. После революции коммунистические идеи оказались несовместимыми ни с какой религией, поскольку сами, по сути, были «новой религией». В течение последующих семи десятилетий религиозная идентификация грозила гражданам страны расправой, смертью, арестом, лишением права устроиться на работу, учебу и т.д.

В таких условиях естественный путь передачи религиозных культурных традиций, воззрений и устоев от поколения к поколению, от родителей к детям был затруднен. В школе, в клубе, в пионерской или комсомольской организации дети и подростки должны были идентифицировать себя как «атеисты». То же касалось и взрослых: учителей, клубных и библиотечных работников, деятелей искусства и других. Фильмы, художественные произведения, публицистика антирелигиозной направленности получали значительную финансовую и политическую поддержку государства. В начале 60-х годов прозвучало торжественное обещание Н.С. Хрущева в скором времени «показать по телевизору последнего попа». В результате такому мощному социально-культурному институту национальной идентификации, как религия, еще на многие годы было уготовано своеобразное «отлучение» от активного участия в духовной жизни своего народа.

Многочисленная сеть социально-культурных институтов представляет собой фундаментальную базу для разработки и реализации региональных программ в рамках доктрины культуры мира и ненасилия, расширения контактов в информационном и образовательном пространстве (телевидение, радио, пресса, международный книгообмен, Интернет, школы, средние специальные и высшие учебные заведения и др.). Культурное сотрудничество возможно в различных видах и жанрах искусства в области досуга и развлечений (туризм, спорт) и т.д.

Распространение идей межкультурного сотрудничества в рамках доктрины культуры мира и ненасилия должно осуществляться с помощью средств массовой информации, учреждений образования, широкой общественности. Каждый из регионов (области, края, республики) участвует в разработке и реализации планов информационного обеспечения (медиапланов) кампаний и программ, направленных на широкое распространение идей миротворчества в сфере культуры, искусства, образования, спорта, развития межэтнических и межконфессиональных связей.

Кампании и программы, как правило, базируются на использовании многочисленных социально-культурных институтов: национально-культурных центров и центров культуры мира на местах, кафедр по преподаванию культуры мира как учебной дисциплины в образовательных и академических учреждениях. Они опираются на центральную и местную прессу, радио- и телеканалы, специальные веб-сайты в сети Интернет, библиотеки, культурные и творческие ассоциации, музеи и выставочные комплексы, национально-культурные центры, издательства, многочисленные неправительственные, общественные организации и др.

Страницы: 2 3 4 5 6 7 8


Другие материалы:

Формы социальной работы с молодежью. Социальные учреждения по делам молодежи как форма социальной работы с молодежью
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи. Социальная работа среди молодежи рассм ...

Медицинское обеспечение населения Тарусского района Н-ской области
В районе имеется ЦРБ на 275 коек и 5 участковых больниц. Таблица 8. Коечный фонд и среднегодовая занятость койки участковых больниц Тарусского района в предыдущем году Наименование больниц Всего коек В том числе Средне го ...

Опыт педагогической деятельности А.С. Ма­каренко
Опыт педагогической деятельности А.С. Ма­каренко (1888—1939) по перевоспитанию ма­лолетних преступников широко известен во всем мире. В 1920 г. А.С. Макаренко предлагается воз­главить колонию для несовершеннолетних пре­ступников, что кор ...