Непрерывное образование и самообразование
Страница 1

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Непрерывное образование и самообразование

Система образования, как и другие разновидности социально-культурной практики, направлена и на разрешение противоречия между процессами социализации и индивидуализации. Суть его состоит в том, что общество в силу множества как объективных, так и субъективных причин пренебрегает «интересами индивида», относится к нему как к «средству», а не как к «цели».

Это противоречие отнюдь не случайно. Его четко сформулировал в своей лекции «Педагогика и социология», прочитанной в 1902 году в Сорбонне, французский социолог Э. Дюркгейм: «Воспитание не имеет единственной или главной целью индивида и его интересы, оно есть прежде всего средство, с помощью которого общество постоянно воспроизводит условия своего собственного существования . Оно (воспитание) состоит в целенаправленной социализации молодого поколения»'.

Историческая миссия преодоления этого противоречия во многом зависит от эффективности использования всех возможностей и резервов системы непрерывного образования.

Институт непрерывного образования охватывает школу и внешкольные учреждения культуры, базируется как на образовании, так и на самообучении. И в том, и в другом случае учащимися осуществляется учебное познание, т.е. освоение некоторой части общественного знания (отличие «учебного» познания от «неучебного» в том, что объектом познания является не реальная действительность (природа, Бог, общество, человек), а знания об этой действительности, уже добытые людьми. Отличие познавательной деятельности в этих двух случаях заключается в том, что при обучении педагогом преподносится учащимся учебный материал, заранее отобранный, систематизированный и обработанный для наилучшего восприятия (учебная и популярная литература, кино, лекция), причем предусматривается соответствующая система контроля и аттестации обучаемых; самообучение предполагает самостоятельный отбор и осмысление учащимися соответствующих фрагментов общественного знания, часто без помощи каких-либо специально подготовленных «учебных материалов».

Граница между образованием и самообразованием не является жесткой. Любое образование включает элементы самообразования, ибо предполагает самостоятельное осмысление учащимся учебного материала (например, домашние задания), а самообразование редко обходится без рекомендаций со стороны сведущих людей (консультантов, библиографов, коллег). Обучение и самообразование дополняют друг друга как две формы учебного познания. При этом следует учитывать, что формальное обучение включено в игру (учащиеся мысленно переносятся в ту или иную проблемную ситуацию, анализируют ее, пытаются найти решение и т.д.), а самообразование включено в практическую (как правило, производственную) деятельность, которая ставит свои отнюдь не вымышленные проблемы. Поэтому самообразование выше обычного обучения, оно, по словам ученых, «конечная истина образования».

Структура института непрерывного образования включает те учреждения образования, культуры и науки, которые обеспечивают обучение и самообразование в наши дни. Их можно классифицировать, во-первых, по уровню передаваемого учащимся знания: необходимые всем первоосновы знания и знания специально-профессиональные; во-вторых, по формам обеспечиваемого учебного познания: обучение и самообучение (см. табл. 1).

Таблица 1

Уровни общественного

Формы знания

учебного познания

Необходимые всем первоосновы науки и культуры

Специально-профессиональные знания, умения навыки

ОБУЧЕНИЕ (формально-регламенгиро-ванное учебное познание)

Базовое

Дошкольные учреждения, средняя школа

Средняя специальная и высшая школа

Дополнитель-ное

Углубленное изучение отдельных предметов

Системы повышения квалификации, производственное обучение, профессиональные курсы

САМООБУЧЕНИЕ (неформальное учебное познание)

Культурно-досуговые учреждения (библиотеки, клубы, музеи, лектории и т.д); Средства массовой коммуникации

Службы научно-технической информации; Специальные научные библиотеки; Профессиональные общества; Научные общества

Страницы: 1 2 3 4 5 6


Другие материалы:

Основные направления функционирования международного женского движения в 20 в. и перспективы развития в 21 в.
Под международным женским движением понимается совокупность ряда крупных международных женских организаций, действовавших в Европе и Северной Америке, с целью продвижения идей равноправия полов на уровень принятия государственных решений ...

Состояние брачно – семейных отношении на современном этапе. Брак и семья: понятие, типы, функции, жизненные циклы развития
Семья по признанию ученых - одна их величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю своего существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлась без семьи. В ее позитивном развитии, сохранении, упрочении заинт ...

Трансформации социальных институтов. Альтернативные семейные структуры и идеологии.
Потребности, удовлетворяемые в совместной деятельности, сохраняются, но способы их удовлетворения изменчивы. Трансформации социальных институтов можно наблюдать на примере изменения содержания функций семьи. Функции социализации в совреме ...