Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Страница 22

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения'.

Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического социально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой -предполагает их усвоение человеком и социальной группой.

Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.

Природа и назначение социально-культурной деятельности исследуются и в целом ряде других аспектов, в частности:

- экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;

- гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;

- организационно-управленческом, где основу смыслообразую-щих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.

Все практически реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.

Социально-культурная среда

Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».

Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации.

Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практш е такое «обживание», как правило, сводится к освоению предлг женных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобнее «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются культурная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.

Страницы: 17 18 19 20 21 22 23 24 25 26 27


Другие материалы:

Международный опыт организации программ социальной поддержки
Проведем исследование программ социальной помощи, а также разграничения полномочий и ответственности между различными уровнями власти в социальной сфере на международном уровне. Увязка этих двух аспектов систем социальной защиты не случай ...

Место Э.Дюркгейма в истории социологии
Дюркгейм оказал огромное влияние на развитие западной социологии, наряду с Марксом, Вебером, Парето; рассматривал важнейшие для теоретической социологии проблемы, такие как «природа общества, его интегративное начало, его «здоровое» и пат ...

Стратегии социального исследования. Типы исследовательских стратегий
Слово «стратегия» произошло от греческого strategos, «искусство генерала». Стратегия представляет собой детальный всесторонний комплексный план, предназначенный для того, чтобы обеспечить осуществление исследования. Выделяют следующие тип ...