Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная
деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе
знанийСтраница 22
Социализация обусловлена разнообразными социальными, социально-психологическими, психолого-педагогическими факторами. Развитие человека нельзя понять в отрыве от семьи, социальной группы и культуры, к которым он принадлежит. Необходимо различать целенаправленные усилия общества и его различных социальных институтов по оформлению личности (т.е. собственно воспитание), влияние среды и ближайшего окружения личности, активность личности, избирательно продвигающейся к ближнему окружению, к его нормам и ценностям, к педагогическим воздействиям, самовоспитанию и саморегулированию поведения'.
Социально-культурная деятельность, по существу, может рассматриваться как самостоятельная подсистема общей системы социализации личности, социального воспитания и образования людей. В ходе этой деятельности социализация выступает как двусторонний акт. С одной стороны, он состоит в передаче обществом исторического социально-культурного опыта, символов, ценностей и норм, а с другой -предполагает их усвоение человеком и социальной группой.
Одновременно она является важнейшей функцией государственных и негосударственных структур, сферой приложения усилий многочисленных общественных движений и инициатив, средством рационального использования свободного времени различных групп населения.
Природа и назначение социально-культурной деятельности исследуются и в целом ряде других аспектов, в частности:
- экономическом, где преобладающее место в характеристике социально-культурной деятельности занимают такие категории, как хозрасчет и рентабельность, затраты и освоение капиталовложений, эффективность, самоокупаемость, материальная обеспеченность;
- гуманитарном, охватывающем широкий спектр содержания и современных технологий социально-культурной деятельности, который включает целый блок изначальных понятий социальной работы, досуга, социально-культурной сферы, социального назначения, принципов и функций, частных и отраслевых методик, отечественного и зарубежного опыта;
- организационно-управленческом, где основу смыслообразую-щих структур составляют понятия менеджмента в социально-культурной сфере, централизации и децентрализации, демократизма и самоуправления, контроля и отчетности, социально-культурного диагностирования, прогнозирования и проектирования.
Все практически реализуемые в сфере социально-культурной деятельности процессы основаны на взаимозависимости и взаимодействии названных направлений.
Социально-культурная среда
Для полного представления о сущности социально-культурной деятельности принципиальное значение имеет конкретная, содержательная трактовка такого понятия как «социально-культурная среда».
Это понятие наполнено огромным социальным смыслом. Говоря о социально-культурной среде, нельзя ограничивать ее сферой науки, культуры и образования, оставляя вне поля зрения такие социально значимые вопросы, как, например, права и свободы человека, цивилизованные формы контактов между людьми, свободное и широкое распространение информации.
Принято считать, что культурная среда творится профессиональными работниками культуры, художниками, дизайнерами, другими представителями творческой интеллигенции, специализированными государственными и негосударственными организациями и службами. Они призваны предоставить человеку некое культурное пространство, которое он обживает. При этом в самом понятии «обживание культурного пространства» как будто бы содержится признание необходимости активного, деятельностного начала. Однако на практш е такое «обживание», как правило, сводится к освоению предлг женных и реализованных кем-то извне идей и проектов. Подобнее «обживание» ничего общего не имеет с подлинной социально-культурной деятельностью многочисленных субъектов, в первую очередь, представителей различных групп населения, творческим их сотрудничеством, взаимодействием с профессионалами. Это сотрудничество, взаимодействие возникает только тогда, когда широким слоям населения предлагаются культурная среда, культурное пространство, действительно открытые для самодеятельности.
Другие материалы:
Формы социальной работы с молодежью. Социальные учреждения по делам молодежи как форма
социальной работы с молодежью
Решение возникающих в молодежной сфере социальных проблем не может быть реализовано без организации социальной работы, разворачивания деятельности социальных служб для несовершеннолетних и молодежи.
Социальная работа среди молодежи рассм ...
Эмпирическое исследование региональной социальной
политики в отношении детства. Ход
исследования
Проанализировав отчетные данные Правительства Калининградской области о реализации социальной политики в отношении детства, мы переходим к оценке ее эффективности в нашем регионе.
Целью нашего эмпирического исследования является: оценить ...
Компьютеры в учреждении.
Компьютеры в буквальном смысле совершили революцию в деловом мире. По мере того как снижалась их стоимость, всё большее и большее число деловых людей приобретали компьютеры. Компьютеры перестали быть монополией заводов, банков, крупных об ...