Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная
деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе
знанийСтраница 21
Есть свои отличия и сходство у деятельности и поведения. Поведение характеризует ситуативность, импульсивное, спонтанное проявление активности, своего рода реакцию на определенную ситуацию, часто без предварительно поставленных целей, схемы действий, ожидаемого результата. В то же время поведение, как и деятельность, носит сугубо личностный характер, по существу, это две стороны социально-культурной активности человека. Деятельность и поведение являются проявлением сущностных свойств личности, ее активности.
Здесь необходимо сделать немаловажное уточнение. Традиционно считалось, что человеческая деятельность - это всегда деятельность созидательная, а не разрушительная, труд во благо, а не во зло другим людям и самому себе. Между тем это не так. Памятники культуры не только создаются людьми, но и разрушаются ими же. Духовная деятельность -источник не только возвышенных идей и хитроумных изобретений, но и лжи, коварства, предательства, человеконенавистничества. Достижения культурной деятельности, начиная с каменного топора первобытного человека и кончая космической техникой, часто служили преступным замыслам и становились орудием разрушения, а не созидания. Стало быть, человеческую деятельность по ее конечным, этическим результатам можно поделить на два рода: конструктивную, созидательную, подлинно культурную деятельность, нацеленную на созидание, сохранение, распространение культурных ценностей, и деструктивную, разрушительную, антикультурную деятельность, цель которой - уничтожение культурных ценностей и утверждение антиценностей. Это деление человеческой деятельности назовем гуманистическим, поскольку в его основе лежат сугубо этические критерии.
В последние годы психологами активно обсуждается вопрос о соотношении деятельности и общения. Некоторые из них (например, Б.Ф. Ломов) видят в общении одну из сторон жизни человека, причем не менее существенную, чем деятельность. Другие (например, В. В. Давыдов), рассматривая деятельность как исходную основу всей общественной жизни людей, считают, что общение лишь оформляет в определенных рамках содержание деятельности.
Наиболее близка, на наш взгляд, к истине точка зрения Ю.А. Стрельцова, по мнению которого социально-культурная деятельность базируется на повседневном общении людей. Досуговое общение, подчеркивает он, вносит важный и практически незаменимый вклад в процесс индивидуальной жизнедеятельности человека, а вся работа по организации общения представляет собой одновременно и науку, и искусство1.
Общение, потребность в общении являются доминантой действий человека, существенным качеством человека на всех исторических этапах его эволюции, проявлением определенной культуры общества
Понятие «социализация личности» обычно трактуется как начинающийся в младенчестве и заканчивающийся в глубокой старости процесс усвоения человеком социальных ролей и культурных норм. Другими словами, речь идет об освоении огромного социально-культурного опыта.
Этот процесс предполагает как включение личности в систему общественных отношений, так и самостоятельное воспроизводство индивидом этих отношений. Каждая социальная роль включает множество культурных норм, правил и стереотипов поведения. На протяжении жизни каждому из нас приходится осваивать не одну, а целое множество социальных ролей, продвигаясь по возрастной и служебной лестнице.
Другие материалы:
Возрастная специфика социально-психологической работы с осужденными
Особенности средовой адаптации человека в каждой возрастной группе разные.
Как отмечает такой автор, как А.Ю. Ушатиков [34.С.52] существуют разнообразные периодизации развития человека. Примем за основу следующую:
1. Период: несовершенн ...
Анализ доходов и
расходов по исполнению бюджета «МО Новоторъяльский район»
Исполнение бюджета по доходам в 2003 году осуществлялось в условиях вступления в действие второй части Налогового кодекса Российской Федерации с учетом изменений и дополнений к нему, что повлекло за собой некоторое уменьшение по сравнению ...
Расчет демографических показателей
1. Показатель рождаемости за 1998 год: 8,4
2. Коэффициент плодовитости за 1998 год: 29,0
3. Показатель смертности за 1998 год: 12,0
4. Показатель младенческой смертности за 1998 год: 15,0
5. Показатель младенческой смертности ...