Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний
Страница 19

Социологическая информация » Социально-культурная деятельность » Теоретические основы социально-культурной деятельности. Социально-культурная деятельность как фундаментальное научно-образовательное направление в системе знаний

Любому из субъектов, представляющих общество (социум), присуща активность, которая проявляется в его конкретных действиях, актах, поступках. Деятельность - основа человеческого бытия, специальная форма проявления активности человека. Это многогранный процесс, характеризующий определенный тип отношения к миру и тип бытия в мире. В общесоциологическом аспекте понятие «деятельность» характеризует и активность социального субъекта.

Некоторые исследователи ставят знак равенства между понятиями «социальная активность» и «социальная деятельность». Однако это не синонимы, хотя понятия взаимосвязаны, взаимообусловлены и имеют общие качественные характеристики. Деятельность - это процесс реализации социальной активности, поскольку «сущность человека значительно богаче, разностороннее и сложнее, чем только система его деятельностии»1. В то же время деятельность всегда носит целесообразно организованный характер, её структура помимо самого субъекта предполагает наличие цели, объекта, средств и методов достижения цели.

Что касается понятия «социальная активность», то наиболее точным, по нашему мнению, является определение Н. С. Мансурова, считающего, что социальная активность — это «проявление существенных свойств личности в общественной жизни, то есть в тех социальных условиях, в которых протекает ее бытие»2. Такая трактовка понятия многогранна. Ее «непривязанность» к общественным формациям обогащает и возвышает философское обобщение, делает его современным, приближает к пониманию общечеловеческих норм, явлений, ценностей.

Социальная активность как проявление сущностных свойств личности выражается через деятельность, непосредственно с ней связана. Социальная активность значительно шире социальной деятельности. Наряду с последней она включает в себя еще и предшествующий деятельности процесс — образование источника напряженности, осознание необходимости действия, формирование соответствующих целей, установок, задач. Сама же деятельность приобретает конкретную предметную направленность, в ходе ее определяются цель, программа действий, их последовательность, управление (самоуправление) самим процессом деятельности. В специальной литературе последних лет деятельность определяется человеческими характеристиками, поскольку является специфической формой именно человеческой деятельности.

Психологи и социологи выделяют понятия поведения и деятельности. Поведение представляет собой цепочку относительно самостоятельных, автономных, обособленных, часто совершенно случайных поступков. В этом отношении деятельность, напротив, выглядит как целенаправленная, соответственно организованная последовательность определенных операций. Такой целенаправленностью и последовательностью отмечена любая культурная деятельность личности или группы, связанная с созданием, сохранением, распространением и освоением культурных ценностей. Именно сознательно поставленная цель приводит в движение деятельность: предварительная продуманность действий после ее постановки, анализ ситуации, в которой человеку предстоит действовать, выбор способов и средств достижения цели определяют последовательность действий личности в социально-культурной сфере.

Таким образом, понятие «деятельность» приобретает два основополагающих признака: 1) конкретную предметную направленность, в ходе которой определяются цель, программа действий, последовательность предстоящих операций; 2) совершение управленческого (самоуправленческого) действия, подразумевающего организацию самого процесса деятельности. Этими качествами обладают обе разновидности социально-культурной деятельности: ^профессиональная деятельность специалистов отрасли культуры, их главное профессиональное занятие, отвечающее определенным требованиям и нормативам; 3) непрофессиональная, любительская культурная деятельность, которая предполагает творческое саморазвитие, самоутверждение, самореализацию личности и осуществляется в часы досуга, что дает ряду авторов обоснованно называть ее культурно-досуговой.

Страницы: 14 15 16 17 18 19 20 21 22 23 24


Другие материалы:

Социология супружеских конфликтов или что разваливает семью
Муж после свадьбы: Я в Наде ошибался. Она оказалась лучше чем я думал». Кто-нибудь хоть раз такое слышал? До свадьбы типичны мечты, после свадьбы — разочарования. Верилось, что праздники нечастых встреч превратятся в непрерывный праздни ...

Теоретико-методологические основы защиты материнства и детства и интерпретация основных понятий. Понятие семьи, ее роль в обществе
Семья – это главная ячейка общество, социальный институт и малая социальная группа. Выражение «семья – ячейка общества» является более политизированным, она демонстрирует внимание к семье со стороны государства и общества. По сути, это в ...

Семейная воспитательная группа
На том же совещании Э.Я. Гончаренко отметила, что параллельно с приемной семьей в г. Екатеринбурге существует и другая форма временного устройства детей - воспитанников территориальных центров помощи семье и детям - семейная группа, как е ...