Функции социальных конфликтов, их классификация
Страница 1

Социологическая информация » Природа социального конфликта » Функции социальных конфликтов, их классификация

Рассматривая роль конфликта как неизбежного явления в раз­витии общества, можно выделить одну из его функций, которая состоит в разрядке психологической напряженности в отношениях противоборствующих сторон. Существование, так сказать, выход­ных клапанов и отводных каналов помогает взаимной адаптации индивидов, стимулирует положительные изменения.

Другой позитивной функцией конфликта является коммуника­тивно-связующая.

Через эту функцию участники конфликта осоз­нают свои и противостоящие им интересы, выявляют общие про­блемы, приспосабливаются друг к другу.

Еще одна позитивная функция конфликта, вытекающая из пре­дыдущих, проявляется в том, что он способен играть консо­лидирующую роль

в обществе и даже быть движущей силой социальных Изменений. ЭТО происходит тогда, когда в ходе разреше­ния конфликта люди по – новому воспринимают друг друга и у них появляется интерес к сотрудничеству, выявляются возможности для этого.

Но социальный конфликт может носить негативный, раз­рушительный характер; дестабилизировать отношения в социальных системах, разрушать социальные общности и групповое единство. Так, забастовки могут нанести серьезный урон предприятиям и обществу, ибо экономический ущерб от остановок предприятий способен стать фактором разбалансированности экономики. На­циональные конфликты нарушают взаимосвязи между нациями.

В обществе происходит великое множество конфликтов. Их стараются классифицировать, например по сферам жизни. Речь идет о конфликтах в области экономики, национальных отно­шений, в социальной сфере и т.д. Конфликты можно классифи­цировать также в зависимости от субъектов и зон разногласий.

Начнем с описания рационального и эмоционального типов конфликтов. Рациональные конфликты охватывают сферу разум­ного делового соперничества: борьба идей в науке, спор о назна­чении того или иного лица на руководящую должность, выработ­ка стратегии управления организацией и т.д. Рациональные кон­фликты сравнительно легко разрешимы: необходимо только признать наличие противоречивых интересов, всесторонне обсу­дить ситуацию и прийти к общему решению.

Конфликт обретает эмоциональный характер. Причина конфликта может вообще забыться, а противостояние сопернику становится самоцелью. Противоположная сторона вос­принимается как средоточие всех зол и бед.

Эмоциональные конфликты фактически не поддаются регули­рованию. Особенно опасен эмоциональный конфликт, когда в него включены большие массы людей. Ярким примером массово­го эмоционального конфликта является конфликт межнациональ­ный. Такие КОНФЛИКТЫ отличаются длительностью и часто сопро­вождаются жестокостью.

А.Г.Здравомыслов приводит следующую типологию конфликтов:

1. Межиндивидуальные конфликты.

2. Межгрупповые конфликты, при этом в числе групп можно

выделить:

группы интересов,

группы этнонационального характера, группы, объединенные общностью положения.

3. Конфликты между ассоциациями (партиями).

4. Внутри и межинституциональные конфликты.

5. Конфликты между секторами общественного разделения труда.

6. Конфликты между государственными образованиями.

7. Конфликт между культурами или типами культур. Эта типология основана на выделении субъектов конфликта. Можно типологизировать конфликты также по «объекту» конф­ликтного взаимодействия. В таком случае можно выделить:

1. Экономические конфликты (экономические интересы).

2. Политические конфликты (власть, влияние).

3. Ценностные конфликты (убеждения, идеи).

4. Статусные конфликты (положение, должность, престиж). Конфликты могут иметь и комплексный характер, т.е. порож­даться целым комплексом причин. Комплексным характером об­ладают, как правило, межнациональные конфликты. Столкнове­ние между представителями разных национальностей порождают­ся борьбой за повышение статуса, за политическое влияние, право

Страницы: 1 2


Другие материалы: