Функции социальных конфликтов, их классификация
Страница 2

Социологическая информация » Природа социального конфликта » Функции социальных конфликтов, их классификация

В целом, классификация социальных конфликтов может быть представлена следующим образом:

• Личностный конфликт

— включает конфликты, происходящие так сказать внутри личности, на уровне ее индивидуального со­знания.

• Межличностный конфликт

— разногласия между двумя или более людьми из одной или из нескольких групп. К ним

могут подключаться отдельные личности, не образующие группы.

• Межгрупповой конфликт

— это конфликт между социальными группами и общностями людей с противоположными интересами.

• Конфликт принадлежности - когда индивиды имеют как бы

двойную принадлежность, например, конфликтующие образуют группу внутри какой-то большой группы или когда индивид вхо­дит одновременно в две конкурирующие группы, преследующие одну цель.

• Конфликт с внешней средой — индивиды, составляющие груп­пу, испытывают давление извне, прежде всего со стороны адми­нистративных и экономических норм и предписаний. Они всту­пают в конфликт с институтами, поддерживающими эти нормы и предписания.

Типологию социального конфликта можно представить и та­ким образом:

• Конфронтация —

пассивное противостояние групп с противо­борствующими политическими, экономическими или социальными интересами. Как правило, это противостояние не принимает фор­му открытого столкновения, но предполагает наличие неустрани­мых разногласий и оказание давления.

• Соперничество

— борьба за признание личных достижений и творческих способностей со стороны общества, социальной груп­пы, социальной организации. Цель соперничества — приобрете­ние лучших позиций, признания; демонстрация превосходства путем достижения престижных целей.

• Конкуренция — особый тип конфликта, его цель — получение выгоды, прибыли либо доступа к дефицитным благам.

Кроме того, есть конфликты типа схватки,

когда противников разделяют непримиримые противоречия и рассчитывать можно

только на победу; дебатов,

где возможны спор, маневры и обе стороны могут рассчитывать на компромисс; игр. если обе сторо­ны действуют в рамках одних и тех же правил, поэтому они никог­да не завершаются и не могут завершаться разрушением всей струк­туры отношений. Этот вывод имеет важное значение, так как снимает ореол безысходности и обреченности вокруг каждого из конфликтов, будь то в международных отношениях или внутри общества.

Конфликт с точки зрения социологии — это прежде всего мо­дель поведения с особым распределением ролей, последова­тельностью событий, способами выражения взглядов, ценност­ных ориентации, формами отстаивания интересов, целей.

Возможны и позитивные, и негативные последствия социальных конфликтов. Основные позитивные последствия конфликта Заключаются в следующем; во-первых, конфликты способствуют раз­решению накопившихся в обществе противоречий и, во-вторых. стимулируют процесс социальных изменений. Кроме того, кон­фликты дают возможность подавляемым группам занять более ДОстойное место в обществе. Конфликты также, хоть это и кажется парадоксальным, могут способствовать сближению конфликтую­щих групп, так как конфликтное взаимодействие — это все же взаимодействие, а не полное отчуждение и изоляция групп. Кон­фликты также способствуют усилению сплоченности каждого из соперничающих лагерей и таким образом служат интеграции пусть не всего, но хотя бы части общества.

Негативные последствия конфликтов более наглядны и очевид­ны. Это напряженность в обществе, возможные разрушения и жертвы, дестабилизация общества, дезинтеграция.

В заключение необходимо отметить, что для нейтрализации отрицательных последствий конфликтов в обществе формируются специальные институты, которые регулируют конфликты и вво­дят их в определяемые законом рамки. Так, институт политичес­ких партий ввел в формальные, законом очерченные рамки конф­ликт между разными группами и слоями общества.

Страницы: 1 2 


Другие материалы:

Методы диагностики профессионализма. Методика изучения коммуникативных способностей
Теоретическое обоснование. В процессе трудовой деятельности люди вступают во взаимодействие, результат которого проявляется в их взаимоотношениях друг с другом, в социально-психологическом климате, в удовлетворенности потребностей в общен ...

Смена парадигмы управления в контексте социальных изменений
Современное высокоразвитое общественное производство, основанное на передовой технике и наукоемкой технологии, предъявляет новые требования к главной составляющей производительных сил - человеку. Непрерывное совершенствование работника, е ...

Консультирование как метод социальной работы
Общая характеристика. Клиентская группа: молодежь Новосибирской области в возрасте от 14 до 35 лет. Проблема клиента, которая решается с помощью данного метода: Консультирование по приоритетным направлениям молодежной политики (данная ...