Основополагающая роль морали в социальной работе
Страница 2

Социологическая информация » Духовно-нравственный облик социального работника » Основополагающая роль морали в социальной работе

Нравственное поведение в профессиональной деятельности, в том числе и в сфере социальной работы, отнюдь не обеспечивается условиями и содержанием труда, хотя определяется и предполагается в некоторой степени профессиональными обязанностями. Профессиональная деятельность не может ограничиться только пунктуальным выполнением функциональных обязанностей. Обязанности, ставшие моральным долгом, выполняются специалистом по внутреннему убеждению сознательно и творчески, без внешнего воздействия и стимулирования. Эффективная организация социальной работы немыслима без высокой творческой активности специалистов, в процессе которой роль мотивирования профессиональной деятельности соображениями морального долга возрастает. Нравственное поведение социального работника сопряжено с творческим добросовестным выполнением профессиональных обязанностей, сопровождающееся осознанием личной ответственности за результаты своей деятельности.

Рассмотрим понятия долга и ответственности в социальной работе. Долг является важнейшей категорией как общей, так и профессиональной этики, Последняя выражает общественные и профессиональные связи специалиста и представляет собой совокупность его обязанностей перед государством, обществом, коллегами, профессией, клиентами, перед собой и ответственность перед ними. Поведение специалиста, следование определенным нормам морали в повседневной практической деятельности во многом зависит от отношения его к своему делу. В отличие от профессиональных обязанностей, которые воспринимаются специалистом как внешне заданные, профессиональный долг выражает внутреннюю нравственную потребность и нравственную необходимость должного поведения. Таким образом, долг социального работника можно понимать как нравственную необходимость, фиксированную в качестве субъективного принципа поведения применительно к конкретной ситуации. Совокупность правовых и моральных требований, предъявляемых к профессии социального работника, составляют содержание его профессионального долга. Профессиональный долг обусловлен объективными (обязанности) и субъективными факторами (чувства, убеждения, мотивы профессиональной деятельности и т.д.), оказывающих влияние на поведение специалиста.

Долг выражает императивность морали и заставляет человека действовать в соответствии со своими нравственными ценностями и обязанностями. Чувство долга повелительно требует от социального работника все свои поступки, действия и отношения в конкретных ситуациях согласовывать с требованиями и нормами профессиональной морали. Сознательное и творческое отношение к выполнению профессионального долга является залогом успешной деятельности социального работника.

Если моральные требования выражают отношение общества к человеку, то долг – это отношение личности к обществу. Личность выполняет определенные моральные обязанности перед обществом. Категория «долг» наиболее полно выражает социальный характер деятельности социального работника и нормативный характер профессиональной этики. Моральный долг выступает как глубоко осознанная необходимость определенной линии поведения, обусловленной стремлением к достижению социальной гармонии и справедливости. Он формируется на основе профессионального долга и высокий уровень его развития является необходимым условием профессиональной пригодности социального работника. Выполняя свой моральный долг, социальный работник к своим обязанностям относится творчески, в более широком объеме, чем это диктуется требованиями профессионального долга.

Поведение и деятельность социального работника, детерминируясь профессиональным и моральным долгом, реализуется в соответствии с юридическими и профессиональными требованиями, с учетом возможных реакций со стороны общества, профессиональной группы и клиента на выполнение или невыполнение им своего долга. В то же время поведение социального работника характеризуется проявлением следующих характеристик:

а) свобода. Из системы общественных морально-нравственных нормативов социальный работник выбирает такие нормы, которые наиболее соответствуют его внутренним устремлениям и представлениям о добре и благе;

б) сознательность. Принятие того или иного решения осуществляется в результате осознания необходимости, обусловленной конкретной ситуацией, выбора наиболее оптимального варианта;

в) добровольность проявляется в том, что чувство долга становится внутренним убеждением и основным мотивом поведения и деятельности социального работника в повседневной практике.

Если долг социального работника состоит в том, чтобы осознать, применить к конкретному положению, в котором он находится, и практически реализовать моральные требования, то вопрос, в какой мере эта задача выполняется или в какой мере человек повинен в ее невыполнении, - это вопрос о личной ответственности специалиста. Ответственность и долг взаимосвязаны и никогда не рассматриваются изолированно.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Социализация как социально-педагогическое явление
Раньше проблемы образования и способы их раз решения усматривались в развитии разума человек; как основы всякой культуры, теперь же сам разум рассматривается как соответствующий результат социально-культурной эволюции, традиции, изменений ...

Понятие «социальная политика»
В широком смысле государственная социальная политика представляет собой деятельность государства по регулированию социальной сферы. В узком смысле социальная политика понимается как социальная защита населения и представляет собой систем ...

Общество как социальная система
В широком смысле общество – вся совокупность исторически-сложившихся форм совместной деятельности людей; это созданная человеком реальность, как особая форма движения материи. В узком смысле общество – исторически - конкретный тип социаль ...