Основополагающая роль морали в социальной работе
Страница 1

Социологическая информация » Духовно-нравственный облик социального работника » Основополагающая роль морали в социальной работе

Большое значение в социальной работе имеет высокий уровень моральности социального работника, который является необходимым условием успешной профессиональной деятельности, так как только высокоморальный человек способен наиболее адекватно, в соответствии с ситуацией понять другого человека и тактично оказать ему необходимую помощь. Таким образом, уровень нравственности является определяющей характеристикой личности социального работника. Нравственность работника социальной сферы, определяясь нравственным сознанием, реализуется в его нравственном поведении. Поэтому так важно изучение нравственного сознания и поведения социального работника.

Рассмотрим структуру нравственного сознания. Нравственное сознание социального работника состоит из трех компонентов: нравственные знания, нравственные убеждения и нравственная потребность.

Начнем с рассмотрения роли нравственных знаний в поведении и деятельности социальных работников.

В средних специальных и высших учебных заведениях, а также на курсах и факультетах повышения квалификации социальные работники овладевают основами знаний из области морали. В процессе обучения будущие специалисты знакомятся с историей этических учений, познают сущность и структуру морали. Полученные знания помогают им лучше понять нравственные проблемы в современном обществе, сопоставить личные нравственные нормативы с профессиональными, сформулировать свои нравственные принципы и нравственную позицию, выработать навыки нравственного поведения в профессиональной деятельности.

Социальные работники, не получившие необходимую этическую подготовку в учебных заведениях, на курсах и факультетах повышения квалификации и занимающиеся только практической деятельностью, поступают в соответствии со своим пониманием добра и зла, социальной справедливости, основанном на общественных ценностях и личном жизненном опыте. В этом случае возрастает возможность несовпадения личных и профессиональных моральных установок.

Вместе с тем нравственные знания имеют самостоятельность в том смысле, что могут применяться в конкретных моральных поступках частично, полностью или не использоваться. Бывают случаи, когда социальный работник, теоретически хорошо зная нормы общей и профессиональной морали, игнорирует их на практике. Таким образом, хотя нравственные знания и являются необходимым условием нравственного поведения, но не гарантируют его обязательной и автоматической реализации на практике. В заключение следует отметить, что только социальный работник, имеющий высокий уровень духовно-нравственной культуры и постоянно самосовершенствующийся в течение всей жизни, однозначно способен органично воплощать свои моральные знания и установки в практической деятельности.

Нравственные убеждения – устойчивая совокупность взглядов социального работника на нормы общей и профессиональной морали. Они формируются в результате жизненной и профессиональной деятельности и принимаются личностью социального работника в качестве единственно верных. Нравственные убеждения характеризуют моральный и профессиональный облик социального работника и являются основой для его сознательной профессиональной деятельности. Они способствуют развитию волевых качеств и выработке стабильных форм морального отношения к явлениям социальной жизни. Как и нравственные знания, нравственные убеждения обладают относительной самостоятельностью, так как не всегда, в силу различных причин социальный работник поступает в соответствии с собственными убеждениями.

Нравственная потребность является наивысшим уровнем нравственного сознания социального работника. Для нее характерно наличие моральной потребности в соблюдении требований профессиональной этики. В этом случае следование нормам и требованиям профессиональной морали превращается во внутреннюю потребность специалиста, который организует свое поведение и деятельность в соответствии с требованиями нравственности. Постоянное соблюдение норм и требований профессиональной морали становится качеством личности, оказывающем большое мобилизующее влияние на личность социального работника. Поведение и деятельность социального работника, обусловленные его нравственной потребностью, как правило, не зависит от ситуативных случайностей и отличаются моральной направленностью, стремлением к добру и социальной справедливости.

Нравственность социального работника формируется под воздействием норм морального поведения, принятых в данном трудовой коллективе и влиянием моральных отношений, господствующих в социуме. При этом следует отметить, что в определении моральной позиции социального работника особенно важную роль играет профессиональная мораль, служащая ориентиром при оценке и реализации тех или иных действий в обществе. Связь нравственных знаний, убеждений и потребностей с практической деятельностью проявляется в разной степени и нравственные потребности в наибольшей мере обеспечивают ее устойчивость.

Страницы: 1 2 3 4


Другие материалы:

Понятие общества. Основные сферы общественной жизни
Общество с социологической точки зрения – некая группа людей, которых объединяют общие интересы и цели. Исторический подход к пониманию общества – выделение конкретного этапа в историческом развитии народа или страны. Этнографический см ...

Расчет показателей заболеваемости с ВУТ.
1. Число случаев на 100 работающих: 119,0 2. Число дней нетрудоспособности на 100 работающих: 1167,0 3. Средняя длительность одного случая нетрудоспособности: 10,1 4. Процент больных лиц: 92,3 5. Кратность заболевания: 1,7 ...

Конфликт интересов
Общее между потребностями и интересами состоит в том, что в обоих случаях мы имеем дело со стремлениями людей, непосредственно воздействующими на их социальное и экономическое поведение. Однако если потребности ориентируют поведение людей ...