Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
Страница 6

Социологическая информация » Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе » Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника

Нормативно-этические показатели: усвоил ли социальный работник этические нормы, стандарты, принципы, эталоны профессии, стали ли они личностно-принятыми; умеет ли он на практике осуществлять высокие эталоны профессии; умеет ли соблюдать честь и достоинство профессии, осознавать ее значимость в обществе.

Закономерно, что профессиональная подготовка и этика социального работника выступают как органически единое целое. Без профессиональных знаний, умений и навыков социальный работник не может поступать этично, так же как, не обладая внутренним этическим стержнем, социальный работник не может стать профессионалом.

Показатели наличного базиса: достигает ли специалист сегодня достаточно высокого уровня профессионализма личности и деятельности. В труде социального работника важно определить уже сложившийся базис профессионально обусловленных качеств личности, ее навыков, умений, знаний. Актуальный уровень профессионального развития - это те результаты, которые в настоящее время он получает в работе. Вместе с тем это и личностные ресурсы, которые он для этого применяет - знания, умения, качества личности. Чаще всего именно актуальный уровень профессионального развития оценивается при аттестации.

Прогностические показатели: имеет ли и ищет ли человек перспективы роста, какова зона его ближайшего личностного и профессионального развития. Социальный работник обычно имеет, хотя и не всегда осознает, большие потенциальные возможности, широкую зону ближайшего профессионального развития и саморазвития - это те характеристики результата и процесса профессиональной деятельности, которые только намечаются у специалиста, либо проявляются не во всех, а в благоприятных ситуациях поддержки его со стороны окружающих.

Помочь социальному работнику увидеть зону своего ближайшего профессионального развития - важная задача руководителя по профессиональной аттестации, ибо при этом самооценивание, аттестация приобретают развивающий, стимулирующий характер.

Показатели профессиональной обучаемости: стремится ли человек к образованию, повышению своего уровня и профессиональной квалификации, готов ли изучать теоретические и методические аспекты социальной работы, изучать и принимать опыт коллег, проявлять профессиональную открытость. Наличие профессиональной открытости, потребности изучать и познавать теоретические и прикладные основы своей профессии, стремление к профессиональному и личностному самообразованию - важная характеристика профессионализма социального работника.

Показатели социальной активности и конкурентоспособности профессии в обществе: умеет ли специалист заинтересовать общество результатами своего труда, привлечь внимание к насущным потребностям профессии. Социальным работникам сегодня важно убедить общество, государственные и общественные структуры в значимости результатов своего труда; уметь вступить в конкурентные отношения на рынке социальных услуг, показывая преимущества своих методов и форм работы; искать внутренние резервы в самой профессии.

Преемственность и сочетание с предыдущими показателями наблюдается в следующей группе, характеризующей показателей технологического плана. Они позволяют характеризовать личность профессионала и его деятельность в большей мере как личностно-технологический показатель деятельности специалиста социальной работы. К ним, прежде всего можно отнести показатель владения практическим контролем и самоконтролем результативности процесса социальной помощи, коррекции, реабилитации человека. Данный показатель носит исследовательский, профессионально-технологический характер и взаимосвязан с развитием профессионального сознания и самосознания социального работника. Умение анализировать себя, свои действия и поступки, осознавать результаты, успехи, недостатки и неудачи - необходимый компонент наличия профессионализма личности и деятельности.

Страницы: 1 2 3 4 5 6 7 8 9


Другие материалы:

Оценка благостояния населения на примере Республики Саха (Якутия)
В октябре 2004 г. Саха (Якутия) провел региональное единовременное выборочное обследование по оценке благосостояния и бедности населения РС(Я). Эта работа была продолжением проведенных в 2003 г. обследований с целью исследования различных ...

Типология социальных институтов
Социальные институты – организованная система связей и социальных норм, которые объединяют значимые общественные ценности и процедуры, удовлетворяющие основные потребности общества. Типология социальных институтов: 1) институты экономик ...

Служба «Ребенок на улице»
Главными задачами службы «Ребенок на улице» являются: а) мониторинг территории района для сбора полной инфор­мации о детско-подростковом сообществе, чтобы: выявлять нарушения прав несовершеннолетних и информи­ровать о них соответствующи ...