Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника
Страница 8

Социологическая информация » Акмеографические инварианты деятельности специалиста по психосоциальной работе » Показатели профессионализма личности и деятельности социального работника

В специалисте социальной работы особо ценятся индивидуальность, творчество, новаторство в применении различных технологий, при социальной помощи, поддержке, реабилитации различных категорий населения, наличие у социального работника индивидуального "почерка", стили деятельности очень значимо.

По своему инновационному потенциалу нововведения под разделяются на модифицирующие, комбинаторные и радикальные (А. И. Пригожий). Эту классификацию можно приме нить к новаторству как показателю профессионализма личности и деятельности социального работника. Модифицирующие нововведения в практике социальной работы означают использование механизмов, методов и приемов, которые развивают, совершенствуют и обновляют технологию социальной по мощи, коррекции, реабилитации человека, группы лиц и т.д.

Комбинаторные - это нововведения, означающие индивидуально-личностную позицию социального работника в выработке и применении на практике различных методов и приемов, которые наиболее эффективны для данной ситуации, проблемы, задачи. Радикальные нововведения состоят в отказе и укоренившихся взглядов, позиций, способов действия в пользу, тех, что отвечают требованиям времени и конкретной ситуации.

Так, к ним можно отнести широко популярный принцип социальной работы в мировой практике: принципы самопомощи, активизации сил и возможностей самого человека (клиента) в решении проблемы. У нас этот принцип только начинает широко использоваться в деятельности некоторых специалистов социальной работы, профессионалов, что характеризует его особую ценность и значимость в социальной помощи и поддержке человека.

Итак, профессионалом можно считать социального работника, который:

- соответствует требованиям профессии (личностный и профессиональный потенциал), вносит определенный вклад в социальную политику и социальную практику, осуществляя свою деятельность по социальной адаптации, помощи, коррекции, реабилитации отдельного человека и различных категорий населения;

- личностно расположен к профессии, имея личностно-мотивационную готовность, профессионально обусловленные качества личности, профессиональную компетентность, а также позитивное отношение к себе как профессионалу, который стремится к результативности своего труда;

- достигает желаемых сегодня обществом результатов по социальной помощи, поддержке, адаптации и реабилитации людей;

- использует современные, оптимально-эффективные методы, приемы, технологии в целях социальной защиты человека;

- выполняет нормы, стандарты, эталоны профессии, осознает ее значимость в обществе;

- привносит в профессиональную деятельность индивидуально-творческий, новаторский компонент, осознанно развивая свою личностную и профессиональную индивидуальность;

- осознает перспективу и зону своего ближайшего профессионального развития, делает все для их реализации;

- имеет постоянное стремление к профессиональному росту, мастерству, осознавая роль и значимость профессионального образования, повышения квалификации, самообразования, изучения отечественного и зарубежного опыта;

- достигает необходимого уровня профессиональных и личностных качеств, знаний и умений;

- социально активен в обществе, ставит и обсуждает вопросы о необходимости внимания общества к социальной политике, практике, к профессии, ее статусу; ищет резервы решения профессиональных, социальных проблем; осознает условия и требования конкуренции социальных услуг и др.

Сформулированные показатели профессионализм приближают к описанию обобщенной эталонной модели специалиста-профессионала в области социальной работы. По этому мы полагаем, что названные показатели в их единстве, сочетании позволяют социальному работнику участвовать в своем профессионально-личностном "акме" - саморазвитии, способствуют ориентации и стремлению к эталонному образцу как к некоторой цели-мастерству, личностному и профессиональному успеху.

Страницы: 3 4 5 6 7 8 9


Другие материалы:

Конкретные социологические требования
Следующий уровень социологического знания представлен конкретными социологическими исследованиями. Они проводятся в виде анкетирования, устных опросов, наблюдений и т.д. Исследования могут проводиться в рамках социологии, экономических, п ...

Роль социальной работы в защите населения
Для оказания содействия людям, оказавшимся в сложных жизненных ситуациях и нуждающихся в социальной защите, функционирует специальный институт социальной ра­боты и социальные службы. В настоящее время социальная работа рассматривается ка ...

Рассмотрим пример современного социального конфликта
По информации официальной прессы, в новую программы для средней школы в РФ будет включен предмет «Духовно-нравственная культура» (ДНК). Этот предмет предлагается изучать альтернативно по выбору ученика и его родителей: духовная культура к ...